Информация о типичных нарушениях, допущенных судебными органами, расположенными в пределах территории Северо-Кавказского федерального округа, при осуществлении международной правов

Главное управление Минюста России по Ставропольскому краю (далее – Главное управление) в соответствии с подпунктом 33 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъект

Главное управление Минюста России по Ставропольскому краю (далее – Главное управление) в соответствии с подпунктом 33 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 
№ 25, Методическими рекомендациями об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Минюста России от 29.12.2023 № 413, Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД РФ № 10489 и Минюста России № 124 от 29.06.2012, а также иными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации  осуществляет проверку правильности оформления поручений, ходатайств, запросов о международной правовой помощи как российских, так и иностранных компетентных органов, а также документов, составленных во исполнение таких запросов, обеспечение их соответствия международным договорам.
Взаимодействие судов и других компетентных органов Российской Федерации с судами и компетентными органами иностранных государств осуществляется на основании многосторонних и двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам.
При оказании международной правовой помощи наиболее часто применяются нормы Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года, а также двусторонние договоры Российской Федерации со странами Балтии, рядом государств Европы (Польша, Договором между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года, Кипр, Греция), Азии (Индия, Китай, Монголия), странами Ближнего Востока и Северной Африки (Египет, Алжир).
За 2023 год в адрес Главного управления из судов, действующих в пределах территории Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), поступило:
  - 509 судебных запроса, из которых 128 по материалам об исполнении российских судебных документов на территории иностранного государства и 381 об исполнении иностранных судебных документов на территории Российской Федерации.
- 131 ходатайств о признании судебных решений, из которых 27- российские,  104 - иностранного государства.
В суды СКФО в 2023 году направлено порядка 150 международных судебных поручений и  43 ходатайств о признании иностранных судебных решений на территории Российской Федерации.
Из общего количества судебных материалов возвращено для надлежащего оформления 23 комплекта документов.
Небольшое количество возвратов объясняется тем, что Главным управлением введено в практику разъяснение работникам судебных органов допущенных нарушений в телефонном режиме (без осуществления фактических возвратов документов), что позволяет сократить сроки исполнения поручений.
В целом в 2023 на официальном сайте Главного управления было размещено порядка 6 публикаций касающиеся сферы деятельности оказания международной правовой помощи.
Подводя итог анализу работы Главного управления                                    и территориальных органов Минюста России в Северо-Кавказском Федеральному округе в сфере оказания международной помощи, необходимо отметить, что основной проблемой, имеющейся деятельности остается длительность исполнения судебных поручений и ходатайств компетентными иностранными органами.
Следует отметить, что реализация полномочий, осуществляемых Главным управлением в сфере международной правовой помощи, осуществляется в постоянном взаимодействии с компетентными органами субъектов Российской Федерации, расположенными в пределах территории СКФО.
Работникам территориальных органов Минюста России, судов и иных взаимодействующих органов, расположенных в СКФО на постоянной основе оказывается методическая помощь путем устных консультаций, при необходимости направляются образцы для правильного оформления документов.


Типичными ошибками, допускаемыми российскими судами при оформлении материалов об исполнении поручений в рамках Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, являются:
1) в случае невозможности исполнения, судами не составляется соответствующее уведомление (сообщение), адресованное иностранному суду с указанием причин неисполнения, хотя это предусмотрено Конвенцией;
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанной Конвенции «при невозможности вручения причины незамедлительно сообщаются запрашиваемой Стороной запрашивающей Стороне». 
Кроме этого, в случае невозможности исполнения поручения, все материалы подлежат возврату.
На основании изложенного, судам следует составлять извещение (сообщение), адресованное инициатору поручения (компетентному органу иностранного государства) с указанием причин неисполнения. Указанное сообщение необходимо удостоверить подписью судьи и гербовой печатью суда и вместе с документами направить в адрес Главного управления.
2) не заверение документов об исполнении (расписок, протоколов, уведомлений, сообщений) гербовой печатью суда.
Механизм Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее - Конвенция 1965 года) является одним из самых востребованных.
Конвенция 1965 года заменяет собой в отношениях между государствами - участниками Конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года в части вручения документов.
Особенностями Конвенции 1965 года является порядок направления поручений международной правовой помощи. В соответствии с порядком сношений поручения иностранных судов поступают в Минюст России, являющийся центральным органом при реализации указанной Конвенции, и направляются в главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации для передачи на исполнение компетентным российским судам.
Российские суды и другие компетентные органы Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, судебные органы, органы прокуратуры, записи актов гражданского состояния, нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий, органы опеки и попечительства, адвокаты - согласно части II Заявления Российской Федерации по Конвенции 1965 года) направляют запросы непосредственно в адрес центрального органа запрашиваемого государства, минуя Минюст России и МИД России (статья 3 Конвенции 1965 года), что позволяет значительно сократить сроки пересылки документов.
Сведения о центральных органах государств-участников Конвенции 1965 года (в том числе их почтовые адреса), другая актуализированная информация по Гаагским конвенциям содержится на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву по адресу: www.hcch.net.
Обращаем внимание, что на территории Соединенных Штатов Америки введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Соединенные Штаты Америки делегировали функции центрального органа по вручению судебных документов в рамках Конвенции частной компании «АБС Legal Services» (АБС Legal), ранее известной как РFI или Ргосеss Forwarding Intrnational, которая за исполнение поручений о вручении документов взимает плату, ввиду чего сотрудничество Российской Федерации с Соединенными Штатами Америки по Конвенции 1965 года было приостановлено.
В настоящее время судебные документы (в том числе судебные повестки, извещения, копии исковых заявлений, судебных постановлений и др.) могут быть направлены инициаторами непосредственно в адрес заинтересованных лиц (ответчиков и др.), минуя каналы американских учреждений, что допускается законодательством США, о чем российская сторона проинформирована Государственным департаментом США дипломатическими нотами от 04.06.2003, от 04.03.2010 и от 16.11.2020.
Дополнительно сообщаем, что на территории Республики Кипр введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Во избежание платного порядка вручения документов судебные поручения, адресованные компетентному органу Республики Кипр, могут направляться в соответствии с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 года.
При исполнении поручений в рамках Конвенции 1965 года судами также не заполняется свидетельство о вручении (невручении) документов, либо не заверяется печатью суда.
В соответствии со статьей 6 Конвенции 1965 года и пункта VII Заявлений Российской Федерации по Конвенции (далее – Заявления), на российские суды, осуществляющие вручение документов, возлагается обязанность составления и заверения подтверждений о вручении документов в форме Свидетельства, согласно прилагаемому к Конвенции образцу. В свидетельстве подтверждается, что документ вручен, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому вручен документ. Если документ не был вручен, то в свидетельстве указываются воспрепятствовавшие этому причины.
Соответствующие графы Свидетельства заполняются на языке запрашиваемого государства, т.е. на русском языке.
Указанные свидетельства в обязательном порядке удостоверяются подписью судьи и оттиском гербовой печати суда.
В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
В рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года осуществляется направление большой части судебных, нотариальных и других поручений в государства на постсоветском пространстве.
Порядок сношений установлен положениями статьи 5 Конвенции 1993 года, в соответствии с которыми по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам на стадии судебного производства центральным органом является Минюст России.
Вместе с тем главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации в соответствии с Проколом 1997 года к Конвенции 1993 года наделены полномочиями на непосредственное взаимодействие при осуществлении международной правовой помощи с компетентными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.
Наибольшее количество возвратов документов связано с ненадлежащим заверением поручений, либо прилагаемых к ним документов (отсутствие печати суда). 
Следует также отметить такие нарушения, допускаемые судами, как:
1) направление материалов без соответствующего поручения, тогда как материалы, направляемые компетентным судам (органам) государств - участников СНГ и Грузии, должны препровождаться надлежащим образом оформленным поручением, которое должно быть адресовано компетентному суду (органу), подписано уполномоченным должностным лицом и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения (статья 7 Конвенции 1993 года). Несоблюдение указанных требований исключает возможность их направления адресату.
2) направление исполнительных листов, которые на территории иностранного государства не имеют юридической силы;
3) адресация поручений Главному управлению, а не компетентному суду иностранного государства.
Также выявлены нарушения, связанные с неверным определением международного договора, которым надлежит руководствоваться при составлении судебных поручений.
При оформлении документов, свидетельствующих об исполнении поручений иностранных судов, судами СКФО не заверялись гербовой печатью подтверждение о вручении (невручении) документов, а также протоколы судебных заседаний. В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
Подобные нарушения затягивают процесс выполнения международных обязательств.
Кроме этого допущены случаи направления судами постановлений по делам об административных правонарушениях и приговоров в части взыскания штрафа как основного или дополнительного вида наказания для их исполнения на территории иностранных государств.
Положения статей 6, 51-53 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года не предусматривают признание и исполнение решений компетентных органов по делам об административных правонарушениях. Решения судов по уголовным делам признаются только в части возмещения ущерба.
Сообщаем, что в настоящее время Российская Федерация не является стороной в каких-либо двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания штрафов с нерезидентов Российской Федерации отсутствует. 
Следовательно, признать и исполнить решение суда Российской Федерации о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства не представляется возможным.
Исключение составляет Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997 , участниками которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Кыргызская Республика.
Согласно заявлению и оговорке, сделанных Российской Федерацией при ратификации данной Конвенции (Федеральный закон от 22.07.2008 
№ 134-ФЗ), не все материалы о нарушениях правил дорожного движения, предусмотренных в приложении к Конвенции, принимаются и рассматриваются российской стороной (имеется исключение), ответственным органом за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Очень важно при направлении судебных поручений о вручении документов, в том числе извещений о времени и месте судебного заседания, учитывать сроки их почтовой пересылки, обращать внимание на дату судебного заседания, чтобы она являлась приемлемой для осуществления процедуры вручения и обеспечения своевременного и надлежащего извещения адресата о предстоящем судебном процессе, как при направление поручений судами напрямую в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, так и при направлении через Главное управление в соответствии с иными международными договорами.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» разъясняется, что в случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в дипломатическом порядке (через органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), арбитражные суды направляют поручения (в том числе и о вручении документа о вызове в суд) в эти государства не позднее чем за девять месяце в до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором. В случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с центральными органами юстиции иностранных государств непосредственно, арбитражные суды направляют поручения в эти государства не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором.
При использовании российскими арбитражными судами механизма Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года (далее - Соглашение ) должен соблюдаться порядок направления документов как при их вручении получателю, так и при их направлении для принудительного исполнения. Соглашением установлен упрощенный порядок приведения иностранного судебного решения в исполнение, исключающий процедуру признания. Ходатайство и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно компетентному органу иностранного государства, минуя Министерство юстиции Российской Федерации и министерства иностранного государства и их территориальные органы.
При необходимости направления судебных поручений на территорию иностранных государств, с которыми отсутствуют международные договоры об оказании правовой помощи, необходимо руководствоваться международными принципами вежливости и взаимности.
По сложившейся практике поручения о производстве отдельных процессуальных действий на территории государств, с которыми отсутствуют международные договоры о правовой помощи, направляются через Минюст России в МИД России на основании международных принципов  вежливости и взаимности.
Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны сопровождаться переводом на официальный язык запрашиваемого государства (нотариально заверенный).
В сопроводительных письмах Главного управления кратко разъясняется порядок исполнения поручений, на что судам следует обращать внимание.
На официальном сайте Главного управления в информационно – телекоммуникационной сети Интернет (to26.minjust.gov.ru) в разделе «Международная правовая помощь» размещены правовые основы деятельности по исполнению международных запросов, в том числе рекомендации по порядку составления и исполнения запросов о вручении документов и получении доказательств по гражданским или торговым делам в рамках Конвенций.
Главное управление готово и в дальнейшем оказывать практическую помощь судам при оформлении судебных поручений, а также документов связанных с исполнением поручений иностранных судов.
Телефоны отдела международной правовой помощи и проставления апостиля Главного управления:
(8652) 25-76-91 (доб. 507, 508) – специалисты отдела.

Последние новости

Сокращение рабочей недели: новый тренд на рынке труда

Все больше компаний рассматривают возможность внедрения четырехдневной рабочей недели.

Инвестиционные перспективы Ставрополя на 2024 год

Мэр города делится планами по увеличению инвестиций в основной капитал.

Увеличение цен на продукты в Севкавказстате в октябре 2024 года

Огурцы и помидоры подорожали, а икра лососевых рыб стала лидером по росту цен.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Геленджике

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *