Курортная стратегия оказалась иллюзией
Остаётся не так уж много времени до окончания срока действия Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
Остаётся не так уж много времени до окончания срока действия Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Утверждённая правительственным распоряжением в ноябре 2016 года, она была рассчитана до 2024 года. Предполагалось, что в течение последующих восьми лет удастся решить практически все проблемы, мешающие дальнейшему продвижению вперёд курортной отрасли страны.
Прежде всего санаторно-курортное лечение должно было стать более доступным для граждан Российской Федерации. При этом природные лечебные ресурсы, на которых базируется деятельность отечественных здравниц, смогли бы получить надёжную защиту от их преждевременного истощения и деградации.
Минздрав долго думал, пока впросак не попал
Оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, насколько наивными оказались ожидания разработчиков Стратегии, главным идеологом которых, как известно, было Министерство здравоохранения РФ. По правде говоря, на такую невесёлую мысль наводили неуклюжие действия руководства Минздрава, продемонстрированные им уже на этапе разработки такого важного и нужного для курортной отрасли страны документа.
Если кто помнит, по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося в алтайской Белокурихе 26 августа 2016 года, на котором рассматривались меры по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации, главой государства был подписан целый ряд протокольных поручений.
В соответствии с протокольным поручением №1 федеральному правительству надлежало разработать и утвердить стратегию развития санаторно-курортного комплекса РФ. Сделать это необходимо было не позднее 1 мая 2017 года. Фактически же такой документ был утверждён только 26 ноября 2018 года, т. е. спустя полтора года после обозначенной президентом контрольной даты. По всему чувствовалось, что у руководства федерального Минздрава просто не лежала душа ни к отечественным здравницам, ни к стратегии их развития.
После принятия Стратегии развития курортов понадобилось ещё утвердить план мероприятий, в соответствии с которым можно было бы уверенно двигаться к обозначенным стратегическим целям. И на этом этапе Минздрав России умудрился также оплошать. Вместо стандартных щести месяцев, обычно отводимых на разработку детального плана мероприятий, ведомство с большим трудом смогло сделать это за год.
Закон спас чиновников от конфуза,
но создал проблемы курортам
Даже такие странные действия Минздрава России можно было бы не только понять, но и простить, если бы качество появившегося с большим опозданием документа оказалось безупречным. Чего, к большому сожалению, не случилось. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно просто взглянуть на текст Плана мероприятий и, сопоставив желаемое с действительным, увидеть, что из запланированного удалось реализовать, а что так и осталось фантазиями чиновников от здравоохранения.
Уже первое мероприятие, включённое в так называемый план, способно повергнуть в уныние любого, кто знаком с реальным положением дел в курортном регионе. Оказывается, ещё в четвёртом квартале 2020 года Минздрав России вместе с другими федеральными ведомствами должен был разработать проект федерального закона, в соответствии с которым предлагалось признать Кавказские Минеральные Воды курортным регионом и утвердить особенности регулирования развития его территории. О том, что таким статусом Кавминводы обладают с марта 1992 года, руководство Министерства здравоохранения РФ, вероятнее всего, прежде никогда не слышало.
Как нетрудно догадаться, ничего хорошего из этой затеи не получилось. Единственное, что от неё осталось, так это запись в Плане мероприятий, служащая немым укором всякого рода дилетантам и фантазёрам.
С таким же треском провалились ещё пару мероприятий, реализация которых позволила бы не только провести актуализацию границ зон горно-санитарной охраны курортов КМВ, но и внести в ЕГРН сведения об этих границах.
Ко всему прочему, на местности предполагалось установить специальные знаки, чтобы никто ненароком не перепутал границы охранно-курортных зон. Что интересно, произойти всё это должно было в первом квартале 2020 года.
В действительности же ничего подобного также не случилось. А сама ситуация с актуализацией охранных зон курортов превратилась в некое подобие анекдота. По имеющейся информации, на протяжении нескольких лет высококлассные специалисты из Минэкономразвития и Минздрава России пытались составить техзадание для выполнения работ по актуализации границ охранно-курортных зон. Однако отсутствие понимания сути проблемы, за решение которой они взялись с нескрываемым энтузиазмом, закончилось для них полным конфузом.
Вполне возможно, что негатив вокруг этой некрасивой истории продолжал бы и дальше накапливаться, показывая всем, чем обычно заканчивается переоценка собственных сил. Но тут как нельзя кстати подоспел федеральный закон № 469-ФЗ, который отменил само понятие «зоны горно-санитарной охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей». Нетрудно догадаться, с каким облегчением вздохнули «актуализаторы» курзон. Чего, к сожалению, не скажешь о самих курортах, в одночасье лишившихся собственной системы защиты.
Национальный парк жалко. А федеральный курорт?
Дальнейшее изучение Плана мероприятий только усиливает убеждённость в его бесполезности и нежизнеспособности. Взять, например, пункт, в соответствии с которым в четвёртом квартале 2020 года Росприроднадзор совместно с Роспотребнадзором должны были «подготовить предложения по формированию требований к обеспечению сбалансированной антропогенной нагрузки на земли курортов и сохранению природных лечебных ресурсов».
Учитывая тот факт, что никаких победных реляций по поводу выработки критериев «сбалансированной антропогенной нагрузки» на протяжении последних лет не прозвучало, можно с высокой степенью вероятности предположить, что выполнение этого мероприятия также успешно провалено.
И вот здесь напрашивается одна интересная аналогия. С 1 сентября текущего года вступил в силу федеральный закон, разрешающий строительство туристических объектов на территории национальных парков. По этому поводу было много споров противников и сторонников использования особо охраняемых природных территорий в качестве площадок для отдыха туристов.
Справедливости ради следует заметить, что они не завершились и после принятия закона. Каждая из сторон по-прежнему убеждена в своей правоте и не намерена отступать от своих убеждений. Но сейчас разговор не об этом. Процедура принятия этого закона ещё не была завершена, а Минприроды России уже подготовило проект правительственного постановления «Об утверждении Порядка расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при организации на их территориях туризма».
11 сентября текущего года руководитель федерального правительства Михаил Мишустин провёл даже оперативное совещание с вице-премьерами, посвящённое теме развития индустрии путешествий. Виктория Абрамченко доложила, что уже принято шесть правительственных актов, регламентирующих, как можно развивать туризм в нацпарках, не нанося ущерб природной среде. До конца года будет подписано ещё восемь правительственных актов.
Особенно запомнились её слова: «Очень важно при развитии экологического туризма учитывать максимальную антропогенную нагрузку. Для этого специально ввели в законодательство термин «рекреационная ёмкость». Она будет определять предельно допустимую пропускную способность национального парка и максимально возможное антропогенное воздействие без причинения ущерба особо охраняемой природной территории».
Такое пристальное внимание к проблеме бережного отношения к ООПТ, конечно же, не может не радовать. Огорчает только, что ничего подобного в отношении бальнеологических курортов, являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации, не наблюдается. Но, если вспомнить, уже примерно три десятилетия действует законодательная норма, в соответствии с которой курорты федерального значения должны развиваться и застраиваться, руководствуясь оптимальной вместимостью курорта, которая определяется «исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий, свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения благоприятной экологической обстановки на его территории».
Проблема только в том, что никто и никогда не разрабатывал и не утверждал оптимальную вместимость курортов КМВ. И чиновники, и инвесторы предпочитают руководствоваться так понравившимся им методом проб и ошибок. Построили объект и смотрят - исчез или не исчез после этого минеральный источник. Если не исчез, строят рядом ещё один, потом ещё один, и так до бесконечности.
Если же по каким-то причинам после очередного возведённого объекта дебит минеральной воды стал уменьшаться, а её качество ухудшаться, то это личное горе источника, а не нерадивого чиновника или нахрапистого застройщика. Ведь их же никто не предупредил, до какого предела можно застраивать территорию лечебно-оздоровительной местности.
Вот и рождаются после этого прожекты вроде увеличения количества туристов, посещающих Кавминводы, до 5 и более млн человек в год. Или строительства новых санаторно-курортных объектов, коечная ёмкость которых была бы сопоставима с существующей.
Всё происходящее можно было бы назвать театром абсурда, но это именно та реальность, с которой нам приходится иметь дело.
Весьма показательным можно назвать комментарий председателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергея Гаврилова, последовавший после принятия в августе текущего года федерального закона № 469-ФЗ.
Того самого закона, который отечественные курортологи назвали самым опасным и вредоносным для курортного дела России. «В первую очередь мы однозначно отделяем курорты от особо охраняемых природных территорий, что позволит привести к единообразию судебную практику по вопросам оборота земельных участков в курортных регионах», - пояснил Гаврилов.
Так вот, оказывается, в чём заключался основной смысл изменения курортного законодательства. А мы-то по своей наивности полагали, что поправки в закон должны будут способствовать спасению курортов и повышению их степени защиты от недобросовестных застройщиков.
Несмотря ни на что в Минздраве России продолжают с оптимизмом смотреть на ситуацию, угрожающую самому существованию отечественных курортов и лечебно-оздоровительных местностей. В одном из своих интервью, прозвучавших в мае текущего года, заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин как большой успех своего ведомства назвал улучшение нормативно-правовой базы в сфере курортного дела. При этом особо отметил, что «развитие санаторно-курортного комплекса сейчас – одно из основных и приоритетных направлений министерства».
После таких откровений замминистра становится немного не по себе от одной только мысли о том, как под чутким руководством Минздрава России должны чувствовать себя другие неосновные и менее приоритетные направления ведомства.
Максим СОТНИКОВ
Автор: МАКСИМ СОТНИКОВ.Последние новости
Ставропольский край запускает новый образовательный проект для детей с ограниченными возможностями
Федеральный проект поможет интегрировать молодежь с инвалидностью в образовательную систему и на рынок труда.
Конференция «Единой России» в Ставрополе: Обсуждение будущего и поддержка участников СВО
Секретарь регионального отделения партии Владимир Владимиров подчеркнул важность предстоящих выборов и поддержки граждан.
Рост тарифов на услуги ЖКХ в Ставрополье: анализ изменений за последние годы
Тарифы на вывоз отходов значительно увеличились, что вызывает беспокойство у жителей региона.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку