А Сталинград-то держится!
В 1976 году Даниил Гранин написал повесть «Клавдия Вилор», которая через два года была удостоена Государственной премии СССР.
В 1976 году Даниил Гранин написал повесть «Клавдия Вилор», которая через два года была удостоена Государственной премии СССР. «История, пережитая Клавдией Вилор, - пишет Даниил Гранин, - открыла мне возможности человеческой души, о которых я и не подозревал и которые поэтому хочется приобщить к портрету воина Великой Отечественной войны». Это история о реально существующей женщине, Клавдии Денисовне Вилор (ее фамилия расшифровывается как Владимир Ильич Ленин Организатор Революции).
Клавдия Вилор
Клавдия Вилор родилась в 1909 году в селе Дивном Ставропольского края. В 1924 году вступила в комсомол. В июне 1941 года Клавдия Вилор работала лектором горкома Ставрополя, откуда ее направили на курсы усовершенствования политсостава. По окончанию курсов была послана в Краснодар – преподавателем социально-экономических дисциплин. Клавдия Вилор была политруком 5-ой роты Винницкого пехотного училища. Преподавать она любила, хоть и оказалась единственной женщиной в военном училище. В 1942 году она со своими курсантами отправилась на фронт. Два месяца она участвовала в боях, защищая подступы к Сталинграду. Она ходила в разведку, стреляла, бросала гранаты, она рыла подкопы вместе со своими курсантами, а теперь бойцами, налаживала связь. Она делала все то, что делали солдаты и командиры рот и взводов на всех фронтах. С одной лишь особенностью, она была женщина. Женщин на войне было много, но женщина-политрук явление очень редкое.
Курсы политсостава. Первая справа – К.Д. Вилор. г. Тбилиси. 1942 г.
22 августа 1942 года в бою под Котельниково Клавдии прострелили обе ноги, она не могла идти, ее товарищи пытались помочь ей, но все они попали в плен к фашистам. Кто-то проговорился, а может, нашелся предатель, но фашисты узнали, что она политрук. Женщина-комиссар, для немцев она была как красная тряпка для быка, ее показывали как диковинку. Ее допрашивали, били и снова допрашивали, перевозили из одного немецкого штаба в другой, из лагеря в лагерь, выставляя на показ русского комиссара. Семь фашистских концлагерей прошла эта храбрая женщина. «Сознание у нее путалось. Все немцы для нее разделились: на тех, кто бьет и кто не бьет, и те, которые били, тоже делились по тому, как больно били». Единственное, чего ей хотелось – это смерти. Во время допросов она видела, что у немцев не такое уж и радостное настроение, и поняла, что Сталинград не сдается, и когда ее вели по лагерю, она всем говорила, кто мог ее слышать: «А Сталинград-то держится!» (даже в такой ситуации она проявляла себя как политработник). Среди боли, унижений, бед человек находит для себя какой-то просвет, для Вилор таким просветом в черной действительности стала песня. Песня в плену стала одним из способов протеста, когда она запевала, ее поддерживали и другие военнопленные… И еще, о чем она думала больше всего: «Ей больше всего на свете хотелось, чтобы ее дочь и родные знали, что она погибла как честный человек, никого не выдав, не дав согласия служить фашистам. Она относилась к себе уже как к человеку неживому, как к расстрелянному. Ее будущее заключалось лишь в возможности как-то передать эту последнюю весть. Ее интересовало только одно – честь, собственная честь. Она хотела оставить эту честь, которую она хранила из последних сил, ради которой она терпела все муки, - оставить эту честь дочери и чтобы дочь узнала… Есть старое выражение: «Жизнь – Родине, а честь - никому». Никакие слова не могут передать истинного состояния политрука Вилор, допросы становились более изощрённые, на теле не было живого места, она все больше задумывалась о побеге. И она его совершила, пыталась пробраться в сторону линии фронта. С большим трудом ей удалось бежать из плена. Истощенная и оборванная, пробиралась она к линии фронта, шла заснеженными полями, истоптанными немецкими сапогами… И везде вдохновляла людей на борьбу с жестоким врагом, несла в их души слова правды, веру в скорую победу…
Клавдия была награждена медалью «За боевые заслуги». Демобилизовавшись по ранению, Вилор вернулась в Ставрополь, где работала директором детского спецдома.
Клавдия Денисовна Вилор-Покровская вместе с мужем, полковником Леонидом Михайловичем Покровским. 9 мая 1968 г.
В последние годы Клавдия Денисовна жила в Ленинградской области. Она продолжала вести большую пропагандистскую работу, часто выступала среди молодежи, неоднократно приезжала в Ставрополь. Умерла Клавдия Вилор в Ленинграде 10 июля 1980 года.
Встреча с К.Д. Вилор-Покровской в Ставропольском краеведческом музее. 24 июня 1977 г.
Текст составила С.Н. Бородина, старший научный сотрудник отдела истории.
Последние новости
Сокращение рабочей недели: новый тренд на рынке труда
Все больше компаний рассматривают возможность внедрения четырехдневной рабочей недели.
Инвестиционные перспективы Ставрополя на 2024 год
Мэр города делится планами по увеличению инвестиций в основной капитал.
Увеличение цен на продукты в Севкавказстате в октябре 2024 года
Огурцы и помидоры подорожали, а икра лососевых рыб стала лидером по росту цен.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку