11.03.2023

Спасение марсиан, советские дети и много музыки: каким будет новый фильм пятигорского режиссëра

Этой весной режиссёр из Пятигорска Виктор Козленко приступит к съёмкам семейного музыкального фильма в жанре фэнтези.

Этой весной режиссёр из Пятигорска Виктор Козленко приступит к съёмкам семейного музыкального фильма в жанре фэнтези. Как организовать весь съёмочный процесс на Северном Кавказе, где найти марсианские пейзажи и чем привлекает советская эстетика, он рассказал корреспонденту «Победы26». Пионеры, марсиане, чернокнижник и  сова

—  «Армариус. Тайна Красной планеты» — ваш первый полнометражный фильм. Как появилась эта идея?

— Идею предложил продюсер Амиран Шошиашвили. Это семейный музыкальный фильм, оригинальное произведение — не экранизация и не ремейк. Препродакшн «Армариуса» занял полтора года, мы почти готовы начать съёмки.

—  Можете намекнуть, о  чём сюжет?

— История начинается с Якова Брюса — друга Петра Первого, учёного, которого считали чернокнижником. Для него в Москве построили Сухаревскую башню, в которой по преданиям ночами горел неземной свет. Её снесли в советские годы. Интересно, что многие другие исторические постройки в то время взрывали, а эту башню разбирали по кирпичам. Согласно городским легендам, там искали оккультную «Чёрную книгу». Также ходили слухи, что он первым в мире собрал робота — механическую женщину, летом заморозил озеро и катался по нему на коньках, а по его башне летали железные птицы. В общем, Яков Брюс — подходящая личность для приключенческой истории с тайнами и загадками. А ещё наш фильм популяризирует библиотеки — она у нас будет не хуже, чем в «Гарри Поттере», с ручной совой. Павильон для съёмок библиотеки уже построили.

—  Кто главные герои будущего фильма?

— Советские ребята — Алиса и Тимур. Им предстоит отправиться на Марс, узнать, как погибла инопланетная цивилизация, а также подарить выжившим инопланетянам надежду на новое начало.

Успех любой хорошей картины держится на трёх китах. В первую очередь, фильм должен быть зрелищным — поэтому нам и нравится голливудская продукция. Второй момент — должен быть смысл, мораль. Возможно, не для всех зрителей, но для меня это важно. Мораль присутствует и в современном кассовом кино — в «Аватаре» и мультфильмах «Диснея». Ну и третий момент — фильм должен быть мотивационным, как спортивная драма. Хорошая работа побуждает к действию, показывает зрителю, что нет лёгких путей, но если упорно трудиться, возможно всё.

—  Почему решили снять фильм о  советских детях, а  не  о  современных?

— Советская эпоха, на мой взгляд, красочнее и кинематографичнее, чем современность. Даже на современных фотографиях преобладают серые и тёмные тона, а в советский период одевались ярче, промышленный дизайн был интереснее, архитектура выразительнее. Перед художниками фильма стоит задача: собрать лучшее из советской эпохи — костюмы, технику, мебель, машины. А ещё советскую эпоху многие воспринимают как благополучную и в чём-то даже сказочную. Для семейной картины это оптимально — и детям зрелище, и взрослым ностальгия. Наконец, мне не нравится засилье гаджетов в кино. Я хочу снять картину на все времена, без этих «примет времени».

«Гонорар отдал шарманщику»: как Фёдор Шаляпин проводил время на Кавминводах

—  Марсианские пейзажи будете снимать в  павильонах?

—  Не  только в  павильонах. Нашёл потрясающие локации в  Дагестане, например. В  Пятигорске тоже будет Марс  — проведём ночную съёмку на  горе Горячей, Алиса споёт дуэтом с  марсианским героем на  фоне городских огней.

—  Правда  ли, что фильм собираются показать за  рубежом?

— Когда я начал работать над этой картиной, поступили предложения вывести её в международный прокат. Предварительно планируем показать фильм в Египте и Иране.

На  съёмки  — месяц

—  Фильм должен выйти в  начале 2024 года. Разве можно снять кино, почти что мюзикл, настолько быстро?

—  Съёмки «Армариуса» займут 32  дня. И  я  не  уникален  — Ренат Давлетьяров снял «А  зори здесь тихие» за  31 день, съёмки «Экипажа» Николая Лебедева заняли около 40 дней. У  меня есть опыт съёмки девятиминутного фильма за  один съёмочный день и  это  — при участии 160 человек в  кадре в  одной из  сцен, сцены с  лошадьми и  маленькими детьми.

—  И  в  чём хитрость?

—  Хитрость в  том, что самая длительная часть работ  — препродакшн, подготовка к  съёмкам. Если выполнить её  грамотно, остальные этапы пройдут быстро. Нужно время на  написание и  редактирование сценария, подбор актёров, разработку костюмов, поиск локаций, тестирование оборудования. У  нас эта работа заняла почти два года, но  иной раз она может растягиваться и  на  три–четыре года. Сейчас проводим читки, выезжаем на  будущие съёмочные площадки, чтобы изучить их  — в  каких ракурсах выгоднее показать место, нужен  ли дополнительный свет, сколько требуется актёров второго плана и  массовых сцен на  каждую мизансцену. Параллельно композитор работает с  оркестром. Современные технологии тоже ускорят процесс  — у  нас будут стедикамы (переносные системы для стабилизации видеокамеры  — Прим. ред.), подвижные камеры, игровой движок с  искусственным интеллектом для создания спецэффектов.

—  А  как решились снимать кино здесь, на  Кавказе? Вы  ведь немало времени прожили в  Москве  — разве там не  проще жить и  работать?

—  В  Москве мне нравится  — там больше театров, музеев, культуры, архитектуры. Больше возможностей, больше знакомств. Но  этот бешеный темп  — не  для жизни, а  для выживания. Он  убивает творчество. А  мы  здесь  — живём. Мы  можем позволить себе поехать, посмотреть какую-нибудь интересную локацию. Мне кажется, стоит брать лучшее от  Москвы, Ставрополья и  других регионов. Я  учился в  Москве, в  Испании. Но  я  коренной пятигорчанин, здесь моя родина, здесь близкие мне люди по  менталитету.

Фильм режиссёра из Чечни Малики Мусаевой получил награду на Берлинском кинофестивале

—  Часто слышу, что интересных мест на  КМВ не  осталось  — всё снесли и  застроили коробками. Сложно  ли было искать локации?

—  Когда я  вернулся из  Москвы и  сказал, что буду снимать кино здесь, поначалу даже друзья посмеивались, но  поменяли мнение. Кто ищет, всегда найдёт подходящие локации. Помимо нас, сейчас на  КМВ работает минимум две съёмочных группы  — и  это только те, о  ком я  слышал. И  мы  не  будем мешать друг другу  — локаций хватает на  всех. Здесь богатейшая история. Надо только смотреть внимательно и  под другим углом. И, конечно, нужно популяризировать местные достопримечательности  — не  только для туристов, но  и  для жителей.

—  Сложно  ли было найти финансирование на  съёмки?

—  У  нас сравнительно небольшой бюджет фильма, потому что мы  работаем с  местными специалистами, и  нам помогают друзья. Конечно, снимать кино дорого, особенно фэнтези со  спецэффектами. Дешевле всего обходится съёмка комедий, но  этот рынок переполнен. А  у  нас будет симфонический оркестр, спецэффекты, крутые локации  — это всё очень сложно. Но  увлекательно.

—  Как оцениваете уровень местных специалистов  — дотягивают до  Москвы?

— Здесь много талантливых людей, но многие из них занимаются совсем другой работой и не верят в себя. Так что ещё одна задача моего проекта — показать местным, что их таланты востребованы.

«Кино всегда было рядом»

—  Как вы пришли к решению заниматься кино?

— Я любил кино с детства, оно всегда было рядом со мной. Когда родители собирались в гости к друзьям, я обычно просил оставить меня дома, чтобы смотреть сказки и исторические фильмы.

—  Но  после школы пошли учиться не  на  режиссёра?

— В детстве я не думал, что стану режиссёром. Было тяжело выбрать профессию — всё было интересно. Собрался в военное училище. Родители отговорили, и я поступил в политех. Учился на менеджера, в аспирантуре — на историка. Но мне не хотелось всю жизнь посвятить чему-то одному.  Этим и привлекло кино — в нём нужно быть новатором и разбираться сразу в нескольких сферах. Так я поступил во ВГИК.

—  Чему вас научили первые работы?

— Мой дебютный фильм — «Подарок к Рождеству» 2016 года, с ним я получил Гран-при на Сретенском кинофестивале. Сейчас вижу, как там много ошибок, но именно тогда я понял, что мне нравится снимать детское кино. А фильм «Призвание» 2019 года о враче-онкологе участвовал в Каннском кинофестивале. В 2021 году Эвклид Кюрдзидис пригласил меня  режиссёром в «Кинокампус-Дети» в рамках кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ». По сюжету у нас был детский лагерь, поэтому мы с радостью взяли всех желающих сняться в кадре, а это почти 100 детей. Наш фильм «Он не тот, кем кажется» занял Гран-при кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» и мы получили Малого золотого орла. В «Кинокампус-Дети 2022» уже принимало участие 160 детей. Они трудились наравне со взрослыми актёрами. И снова Гран-при за фильм «Храброе сердце». Я считаю, что актёры второго плана и массовых сцен не менее важны, чем  исполнители главных ролей. Они задают настроение и создают масштаб.

—  Почему выбрали детское кино?

— Мне нравится этот жанр, и он действительно востребован сейчас. В России долго не выходило хороших произведений для детей. У меня четыре дочки, и они растут на классических американских мультфильмах и советских картинах. Сейчас из России ушли глобальные стриминговые платформы, и это открывает возможность для развития.

По следам «Чебурашки»: как на Кавминводах снимали главный российский блокбастер Высшая форма искусства

—  Режиссёр Александр Сокуров недавно заявил, что на  Северном Кавказе кино никому не  нужно. Что думаете по  этому поводу?

— Кино — это высшая форма искусства, мы можем найти в нём ответы на вопросы. Фильмы, которые ничему не учат, не нужны. Авторское кино не всем подходит. Если режиссёр «так видит» и гнёт свою линию, его продукция рискует оказаться невостребованной. Но мы делаем не авторское кино, а народное — чтобы его интересно было посмотреть и в Москве, и в Ульяновске, и в Чечне, и в Египте. Хорошее кино по-прежнему нужно людям. Фестиваль «Хрустальный источникЪ» — доказательство тому. Каждый раз, когда он проходил у нас на КМВ, сюда приезжали и звёзды, и туристы. С нетерпением ждём, когда его снова будут проводить.

—  Но  кинотеатры уже долгое время пребывают в  кризисе, а  на  Ставрополье некоторые даже закрываются.

—  Проблема в  том, что прокатчики сосредоточились на  американских фильмах. Мы  с  семьёй иной раз приходили в  кинотеатр и  не  находили в  афише ни  одного отечественного произведения, только голливудские. В  среднем, американских картин было  90%. Это связано и  с  качеством продукции. В  Москве выделяют немалые средства на  поддержку российского кино, но  результаты вложений зачастую не  заметны зрителям. В  России есть хорошее кино, нужно только не  бояться показывать  его.

—  Какой ваш любимый фильм?

— Таких много, больше всего запомнились работы Александра Птушко, например, «Илья Муромец». Я рос на этих картинах, разбирал их. У этих режиссёров есть чему поучиться современным авторам. Они могли без компьютерной графики создавать спецэффекты. Помните, как в сказке «Морозко» волшебник ударяет посохом, и ёлку заметает? Сняли это просто: за кадром кто-то ударил по стволу, чтобы с дерева осыпался снег, а потом видео пустили в обратном порядке. Другой мой настольный фильм — «Царство небесное» Ридли Скотта. В ней история Иерусалима показана через судьбы людей.

—  А  что любят смотреть ваши дочки?

— Они с детства смотрят многое, и старшие уже могут любой фильм разложить по полочкам. Любят музыкальные картины, например, «Мама» с Михаилом Боярским, все ленты Александра Птушко и Александра Роу, а в последнее время и старшие, и младшие вместе смотрят «Анну Каренину». Они, кстати, уже и сами снимаются, поют, выступают — им всё интересно.

Читайте также: Региональное игровое кино: станет ли Ставрополье российским Голливудом? Доступное всем кино: кто на Ставрополье адаптирует фильмы для людей с нарушением слуха и зрения Билет в будущее и креативный инкубатор — как творческая лаборатория поможет реализоваться ставропольским киношникам

Последние новости

На Ставрополье принимают меры биологической защиты

Источник фото: Фото редакции На Ставрополье принимаются меры биологической безопасности по предотвращению появления в крае высоко патогенного вируса птичьего гриппа.

На Ставрополье проводятся профилактические мероприятия от птичьего гриппа

Как сообщает Управление ветеринарии Ставропольского края, в связи с ухудшением в мире эпизоотической ситуации, руководителям птицеводческих предприятий даны поручения, направленные на усиление их биологической защиты.

Ставропольское предприятие решает проблему импортозамещения зарубежного ПО с помощью господдержки

Приобрести новое отечественное программное обеспечение и повысить производительность труда при выпуске оборудования для обжарки сыпучих продуктов планирует краевая компания «Тайфун Инновация» – на эти цели предприятие по

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *