Михайловское ремесленное училище
18 декабря (6 декабря по старому стилю) 1872 года , в день десятилетия наместничества на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича, брата Александра II,
18 декабря (6 декабря по старому стилю) 1872 года , в день десятилетия наместничества на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича, брата Александра II, в Ставрополе состоялось торжественное открытие ремесленного технического училища. Оно было названо в честь своего покровителя Михайловским.
Новое учебное заведение заняло здание, принадлежавшее ранее купцу Ганиловскому, находившееся на Николаевской улице (сегодня проспект К. Маркса, 46) и выкупленное у него городом незадолго до этого.
В училище получали образование ученики и практиканты. Последние изучали только ремесленное мастерство. В учебном заведении были как бесплатные, так и платные места. Ежегодная оплата для воспитанников, обучающихся на коммерческой основе, составляла 3 рубля.
Приглашение на церемонию открытия училища от имени городской Думы и городского Головы. 1872 г.
В Уставе училища была четко прописана его основная цель: дать своим воспитанникам начальное образование, научить их «правильным приемам мастерства: плотницкого, столярного, токарного, кузнечного, слесарного и в небольших размерах формовочного и литейного, а также познакомить с употреблением небольшого числа самых необходимых, несложных и применимых к означенным мастерствам машин с описанием их устройства». В конечном итоге училище должны были закончить основательно подготовленные подмастерья.
В.И. Смирнов. Подмастерье. 1870-е гг.
Изначально экзаменационные требования к желающим поступить сводились к четырем правилам арифметики и умению писать. Позже условия ужесточились: стали принимать мальчиков, окончивших начальное двухклассное училище. Прием осуществлялся ежегодно. Среди обучающихся были представители разных сословий, большинство – из бедных семей.
Несмотря на скромные финансовые возможности, ремесленное училище располагало некоторым доходом. Бюджет формировался за счет поступлений от Городской Управы, платы за обучение, исполнения заказов от частных лиц и организаций, пожертвований и т.д.
Великий князь Михаил Николаевич Романов. Брат Александра II, наместник Кавказа в 1862 – 1882 гг. В честь него названо ремесленное училище
Поэтому администрация училища имела возможность выплачивать воспитанникам пособие. Размер его иногда доходил до 200 рублей в год на всех. Также беднейшим ученикам предоставлялись учебники, для них покупались необходимые для работы в мастерской инструменты. Учащимся, проживавшим далеко и привлекаемым к сверхурочным работам, оплачивались обеды. Финансовая помощь в случае необходимости предоставлялась и сотрудникам училища.
В Ставропольском Михайловском ремесленном училище была шестидневная учебная неделя, выходной день – воскресенье. В первой половине дня для учеников проводились уроки. После обеда были предусмотрены занятия в мастерских.
Михайловское ремесленное училище
Длительность обучения составляла три года. Воспитанники изучали следующие предметы: черчение и рисование, геометрию, арифметику, чистописание, русский язык, историю, Закон Божий, географию, технологию и моделирование. Также учащихся знакомили с основами физики, механики, рассказывали о способах обработки металлов и дерева.
В конце каждого учебного года учащиеся сдавали экзамены. В случае неудовлетворительного результата назначалась переэкзаменовка. Если ученики показывали низкую успеваемость в освоении учебных дисциплин, их могли перевести в число практикантов.
Н.Я. Динник (1847 – 1917) – кавказовед, географ, член Совета Михайловского ремесленного училища в начале XX в.
Специального экзамена по ремеслу учебным планом предусмотрено не было. При оценке успеваемости воспитанников обращалось внимание на время, которое учащийся тратил на изготовление того или иного изделия, и качество его исполнения. Программные работы ученики выполняли самостоятельно. Их изделия либо использовались для нужд самого училища, либо продавались.
Начиная с 1890-х гг. стало практиковаться проведение летних занятий. В первой половине июля на протяжении двух недель учащиеся работали в мастерских по 8 часов ежедневно. Это способствовало повышению уровня их профессионального мастерства, помогало закрепить полученные ранее навыки.
В.И. Смирнов (1841 – 1922) – художник, педагог, с 1873 г. учитель рисования в Михайловском ремесленном училище
Михайловское ремесленное училище тесно сотрудничало с промышленными предприятиями губернии. Будущие подмастерья посещали мельницы, кузни, пивоварни, ремесленные мастерские, заводы, перенимали опыт работников этих предприятий. Выпускники училища были востребованы в качестве мастеров, осуществляющих ремонт сельскохозяйственной техники, поэтому особое внимание уделялось сборке сельскохозяйственных машин – косилок и молотилок.
В мирное время воспитанники училища делали на заказ детские игрушки, коляски, оконные рамы, простую мебель, сундуки и т.д. Во время Первой мировой войны в Михайловском ремесленном училище было налажено производство снарядов, мин, походных кухонь, гранат.
Подростки-подмастерья. Ставрополь, 1916 г.
В 1920 г. ремесленное училище было преобразовано в профтехшколу и перешло в строения бывшей учительской семинарии (сегодня корпус Аграрного университета на ул. Мира).
Здание бывшего Михайловского ремесленного училища впоследствии занимали разные учреждения. В настоящее время здесь находится Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования г. Ставрополя им. Героя России Владислава Духина».
Последние новости
Ставропольский край запускает новый образовательный проект для детей с ограниченными возможностями
Федеральный проект поможет интегрировать молодежь с инвалидностью в образовательную систему и на рынок труда.
Конференция «Единой России» в Ставрополе: Обсуждение будущего и поддержка участников СВО
Секретарь регионального отделения партии Владимир Владимиров подчеркнул важность предстоящих выборов и поддержки граждан.
Рост тарифов на услуги ЖКХ в Ставрополье: анализ изменений за последние годы
Тарифы на вывоз отходов значительно увеличились, что вызывает беспокойство у жителей региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований