Учителями славится Россия
Строгая, немного грустная, осень – это не только пора перелетных птиц, румяных яблок, золотой и багряной листвы.
Строгая, немного грустная, осень – это не только пора перелетных птиц, румяных яблок, золотой и багряной листвы. Осень – время начала нового учебного года. И, пожалуй, первое, что приходит на ум при слове «сентябрь» — это звонкая трель колокольчика на школьной линейке. У всякого взрослого человека со школьными годами связаны свои личные воспоминания, чаще всего проникнутые теплой ностальгией. Начало учебного года — самое подходящее время, чтобы перелистать страницы истории кисловодских школ и вспомнить, как шаг за шагом формировалась городская образовательная система.
Гуляя по городским улицам, мы можем видеть живописные старинные здания кисловодских школ: женскую гимназию Васильевой, постройки слободского начального училища 1898 и 1902 гг., дачу В.С. Георгиевского в которой работала так называемая «Толстовская» школа, здание мужской гимназии по улице Ленина, которое, к сожалению, разрушается на наших глазах. Но школа это не только здание — школа это, прежде всего, коллектив педагогов.
В Кисловодском музее «Крепость» накоплен обширный документальный фонд, проливающий свет на историю городского образования. Посмотрим же на пожелтевшие ветхие документы и остановившие время старые фотографии. Вот перед нами обширный архив семьи Виноградовых. Сергей Иванович Виноградов долгие годы был преподавателем в городской мужской гимназии. Будучи студентом, во время революции 1905 года, он оказался в тюрьме, где серьезно подорвал здоровье и вынужден был отправиться в Кисловодск вместе со своей невестой Софьей Ивановной. Здесь Софью и измученного болезнью Сергея приютила добрая и гостеприимная кисловодчанка Вера Саватьевна Евсеева. Вскоре у молодой пары рождаются двое детей – Борис и Евгений Виноградовы. Оба станут позднее известнейшими краеведами, а Евгений удостоится звания Почетный гражданин города-курорта Кисловодска. Среди учеников С.И. Виноградова известные впоследствии люди: академик Петр Александрович Ребиндер – один из крупнейших отечественных специалистов в области коллоидной и физической химии, академик Борис Васильевич Петровский – выдающийся хирург, на протяжении пятнадцати лет занимавший пост Министра здравоохранения СССР, писательница Вера Смирнова, заслуженный артист Иван Петров, поэт и драматург Владимир Киршон. Вместе с Виноградовым в гимназии преподавали такие незаурядные личности, как законоучитель отец Дмитрий Гливенко (позднее расстрелянный под Москвой и причисленный к лику святых) и преподаватель естественных наук, будущий крупный геофизик, академик Владимир Сельский. Сергей Иванович Виноградов стал первым директором школы им. Ленина, в которую была преобразована Кисловодская гимназия. В начале 1920-х годов С.И. Виноградову было присвоено звание Героя труда.
В фондах музея хранятся подлинные фотографии организаторов и попечителей дореволюционных учебных заведений: А.Ф. Васильевой, В.С. Георгиевского и многих других.
Среди документального фонда музея есть материалы, рассказывающие о жизни одного из старейших педагогов Кисловодска, выпускницы Царскосельской женской гимназии и Женского педагогического института по словесно-историческому отделению Нины Михайловны Шрейдер. Подлинные дореволюционные документы и фотографии, освещают как биографию самой Нины Михайловны, так и ее отца – доктора медицины Николая Михайловича Шрейдера, профессионального революционера, выпускника легендарного университета в Сорбонне.
Немало интереснейших рукописей, документов и старинных фотоснимков содержит в себе документальный фонд еще одного педагога с дореволюционным стажем – учителя русского языка и литературы Сергея Сергеевича Орлова.
Материалы из фондов музея отражают и трудный период становления новой системы народного образования в первые годы советской власти. В музее хранятся документы, связанные с жизнью первого руководителя городского отдела Наркомпроса, известного географа, профессора Александра Нечаева, создававшего в городе систему всеобщего образования практически с нуля.
Архивные материалы музея рассказывают о необыкновенных судьбах многих педагогов. Нельзя не вспомнить о жизненном пути Народного учителя СССР Александра Михайловича Божко. Александр Михайлович — выходец из бедной крестьянской семьи в слободе Рудня Саратовской губернии. Уже обучаясь в начальной школе, мальчик выделялся своими способностями. Образование давалось ему легко. Соседи говорили: «Сашка Михайла Данилыча — мальчишка башковитый, книжки читает и про политику рассуждает, как взрослый. В отца пошел…». Затем был водоворот Гражданской войны, ранение и тяжелая травма ноги при падении с лошади, последствия которой он будет ощущать всю последующую жизнь. Александр Михайлович поступает на педагогический факультет Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. После учебы начались годы работы на Нижней Волге и в Москве в Главном ученом совете (ГУС) Наркомпроса. Этот методический орган, возглавляемый М.Н. Покровским, в те годы разрабатывал необыкновенные образовательные инновации. Например, взамен привычным школьным предметам вводились комплексы «Природа и человек», «Труд», «Общество». Позднее А.М. Божко становится заместителем наркома просвещения автономной республики Северная Осетия. В г. Орджоникидзе (сегодняшнем Владикавказе) во время работы Божко за один лишь 1936 год было построено восемь школ, появились здания для музыкальной школы и летний пионерский городок. Насыщенную творческую жизнь педагога и организатора прервал арест и тюремное заключение на далеких Соловках. В 1950-х годах Александр Михайлович будет полностью реабилитирован и даже станет членом Коммунистической партии. А.М. Божко возглавил в Кисловодске среднюю школу №2. В период руководства Божко в школе был создан ленинский музей, развернута масштабная работа по воспитанию учащихся на примерах из жизни и творчества В.И. Ленина, на совершенно новом углубленном уровне стал преподаваться английский язык.
Музейный депозитарий бережно хранит материалы о различных директорах Кисловодских школ: М.К. Гогуеве, В.А. Омельченко, В.М. и А.А. Арутюновых и многих других. Судьбы некоторых школьных руководителей могут служить образцом поразительной жизненной стойкости. К примеру, директор школы №16 Иван Михайлович Галкин, участник Великой Отечественной войны, во время боя в Берлине получил тяжелое ранение позвоночника. Врачи не оставляли надежды – на ноги уже не встать. Однако Иван Михайлович, благодаря характеру и настойчивости, заново учился ходить. Похожий случай был в жизни более молодого коллеги Галкина – директора 19 школы Сергея Ивановича Пискунова. В молодости, во время службы в рядах воздушно-десантных войск, он получил тяжелую травму и лишь благодаря своей стойкости и мужеству сумел встать на ноги.
Тугие папки и архивные короба на полках музейных хранилищ содержат информацию о многих учителях города и целых педагогических династиях. При всем желании о них не рассказать в рамках одной статьи. К счастью, сегодня у каждого есть возможность познакомиться с этими материалами поближе. В круглой башне музея «Крепость» открыта интереснейшая, информативно насыщенная выставка «Учителями славится Россия», приуроченная к Году педагога и наставника.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ГБУК СК «КИКМ «КРЕПОСТЬ» М.В. ЕСАУЛОВ
Фото: Михаил Есаулов
Последние новости
Форумы для женщин Ставрополья: объединение усилий ради будущего
Проект 'Женщина – Единство. Победа. Будущее' направлен на поддержку социально активных женщин.
Мониторинг состояния бизнеса в России
Институт экономики роста запускает опрос для предпринимателей.
Увеличение случаев COVID-19 в регионе
Рост заболеваемости вызывает беспокойство у властей и населения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией