И ТИФ, И СЛЕЗЫ, И БОРЬБА. ФРАНЦУЗСКАЯ
О чем писали «Ставропольские ведомости» накануне рождества сто лет назад Сначала формат газетных листов столетней давности большой, потом меньше.
О чем писали «Ставропольские ведомости» накануне рождества сто лет назад
Сначала формат газетных листов столетней давности большой, потом меньше. Но редакция накануне предупредила читателей, что газета переходит на уменьшенный формат в связи с нехваткой бумаги. Бумага сначала белая, затем желтая, а потом совсем серая, как упаковочная. Потом снова желтая. Страницы некоторых номеров - выцветшие, тексты - трудночитаемые. Это подшивка газеты «Ставропольские ведомости» за 1918 год. Она есть в отделе редкой книги краевой библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Других «Ставропольских ведомостей», кроме как за 1918 год, в библиотеке нет. Почему - неизвестно. Может быть, газета не сохранилась, а может, она выходила только в 1918-м.
И та подшивка, что есть - неполная, начинается с №5 от 17 июля, заканчивается №107 от 23 декабря. Некоторые номера отсутствуют. Например, есть №35 и №37, а №36 - нет. Поскольку Рождество в 1918 году в Ставрополе еще отмечали по Юлианскому календарю - 25 декабря, то №107 от 23 декабря можно считать предпраздничным, предрождественским. И о чем же писали те «Ставропольские ведомости» в конце 1918 года, накануне Рождества?
В городе - белые
Надо сказать, что время, о котором идет речь, было невеселое. Жуткое было время. В России - Гражданская война. Белые бьются с красными. Зверства и жестокость в отношении противника и мирного населения - с обеих сторон. Боевые действия идут и на территории Ставропольской губернии. Месяц как завершилось Ставропольское сражение, которое главнокомандующий Белой Добровольческой армией генерал Деникин назвал решающей битвой Второго кубанского похода. Сражение привело к разгрому основных сил красных и завершению освобождения Кубани и Ставрополья от большевиков. Бои шли с 23 октября по 20 ноября 1918-го и закончились взятием белыми войсками губернской столицы. В боях за Ставрополь участвовали такие известные военные деятели Белого движения, как генерал Шкуро, барон Врангель.
Красные оставили в городе около двух с половиной тысяч неубранных трупов и около 4 тысяч раненых красноармейцев. На дверях лазаретов были надписи: «Доверяются чести Добровольческой армии...». У белых тоже ужасающие потери. «Пехота перестала существовать» - вспоминал об этом периоде истории Добровольческой армии Деникин.
Но пока передышка, активных боевых действий нет. В столице губернии восстанавливаются старые порядки.
Выходят «Ставропольские ведомости» - газета, которая, разумеется, стоит на стороне Добровольческой армии.
Ее выпускают журналисты, которые раньше трудились, как выразился в обращении к читателям главный редактор А.М. Воскресенский, в «задушенной большевиками» газете «Северо-Кавказский край». «Непредвиденные обстоятельства» не позволяли им возобновить работу в «Северо-Кавказском крае», поэтому они взялись за выпуск неофициальной части «Ставропольских ведомостей». К работе в этом издании призваны все бывшие сотрудники и бывшие сельские корреспонденты «Северо-Кавказского края».
Продается бывшее имущество Сургучевых
На первой полосе предрождественского номера «Ставропольских ведомостей» - объявления и приказы.
На центральном месте крупное объявление об открытии в рождественские праздники театра «Спорт» в Ставрополе. Зрителям обещали представление. В программе - аттракционные номера циркового жанра, чемпионат французской борьбы.
Начальник Войск Ставропольского гарнизона генерал-майора Глазенап приказом предупреждал, что ввиду праздников Рождества Христова 25, 26 и 27 декабря хлебопекарня Камбурова работать не будет. Поэтому части, нужды которых она обслуживала, должны озаботиться заблаговременным получением хлеба в эти дни.
Ставропольское семейное собрание служащих объявляло об аукционной продаже имущества «составляющего обстановку бывшей гостиницы Сургучевых» - двух биллиардов, гардеробов, комодов, кроватей, зеркал, стульев, столов, умывальников и прочего. Очевидно, имелось в виду имущество гостиницы «Калужское подворье», которой владел отец известного ставропольского писателя Ильи Сургучева. Автор «Губернатора» и «Осенних скрипок», как известно, не принял Октябрьскую революцию, примкнул к Белому движению, в 1918-1919 году сотрудничал с ОСВАГом (осведомительное агентство) - информационно-пропагандистским органом Добровольческой армии, а в 1920 году эмигрировал за границу. Аукцион по продаже гостиничного имущества должен был состояться 30 декабря 1918 года в 11 часов. Но купить биллиарды, комоды, столы и умывальники, которые раньше принадлежали Сургучевым, а теперь являлись собственностью Ставропольского семейного собрания служащих, можно было только оптом. Розничной продажи имущества не было.
Центральная гостиница 1-й трудовой Артели извещала горожан, что вновь открыт ресторан и кухня. Завтраки, обеды и ужины готовились под наблюдением опытного повара.
Здесь же на первой полосе указаны дни недели и время, когда военный губернатор принимал по делам службы и личным делам. Например, по личным делам военный губернатор принимал по вторникам и пятницам с 10 до 12 часов.
И печальное объявление. Командир и господа офицеры бронепоезда «Генерал Корнилов» с глубокой скорбью сообщали о героической смерти поручика Григория Алексеевича Юницкого. Поручик пал в бою 14 декабря.
Главнокомандующий едет на фронт
На внутренних страницах газеты размещен большой блок информации под рубрикой «Местная жизнь». Еще одна заметка, где упоминается наступающий праздник. «Чины Учебной пулеметной команды 1-го офицерского генерала Маркова полка» благодарили педагогический персонал и воспитанников Ольгинской женской гимназии за пожертвованные для команды деньги на Рождественские праздники.
Главнокомандующий Деникин 20 декабря выехал на фронт. С ним на передовые позиции отправились представители английской и французской армий во главе с генералом Пулем. Это случилось после обеда, устроенного в честь приезда высоких иностранных гостей. Экстренный поезд с Деникиным и союзниками отбыл из Ставрополя в 11 часов вечера и ранним утром следующего дня прибыл на станцию «Петровское». Отсюда генерал Деникин и представители английской миссии отправились верхом на передовую линию. Генералы лично наблюдали за боевыми действиями, а Пуль еще и вел беседы с солдатами. Пробыв около 5 часов на фронте, Деникин и английская миссия возвратились в Ставрополь.
С каждым днем увеличивалось число тифозных больных. К 20 декабря в городской больнице из 285 больных было 188 тифозных. Поскольку существующий персонал не справлялся с таким количеством занедуживших, больница набирала еще шесть сестер милосердия с жалованием 150 рублей в месяц.
Заседание городской думы 8 декабря не состоялось «за неприбытием достаточного числа гласных», поэтому городской голова (мэр, по-нынешнему - В.Ф.) Н.Г. Дидрихсон назначил чрезвычайное думское заседание на вечер 22 декабря. Оно должно было состояться уже при любом количестве гласных - так тогда называли депутатов. Рассматривались такие вопросы, как, например, об освобождении от обязанностей самого думского головы по его заявлению, об освобождении от обязанностей председателя гордумы П.А. Миролюбова и товарища председателя Л.С. Миркина. Вероятно, городские чиновники не верили в незыблемость власти, установившейся с приходом Добровольческой армии, посему и намеревались покинуть свои должности, а возможно, и город.
Также в повестке дня чрезвычайного заседания значились вопросы об отмене «вопрещения» продажи в городе Ставрополе натурального виноградного вина и пива, должен был прозвучать доклад о сыпно-тифозной эпидемии в городе и об ассигновании кредита на борьбу с эпидемией.
В Совдепии наступает Колчак
На последней полосе номера - небольшие новости под рубрикой «В последний час», то есть, видимо, та информация, которую редакция получила на завершающей стадии подготовки газеты. В свою очередь рубрика «В последний час» разбита на подрубрики: «За границей», «В Совдепии», «На Кубани».
Вот, например, заграничная новость. Нидерландский посол в Петрограде Кидендейк дал интервью информационному агентству Гаваса (на базе этого агентства в 1944 году было создано французское информационное агентство Франс Пресс - В.Ф.). Посол предостерег рабочих всего мира против большевизма, «который есть конец всей цивилизации». Никогда рабочие и работницы в России не были в положении более униженном, чем сейчас, заявил Кидендейк. В стране царят разврат, тирания, ужасный голод. Заводы разрушены и не могут быть восстановлены без помощи иностранного капитала.
А в Совдепии войска адмирала Колчака не только не приостановили начатый под давлением большевиков отход, но и, получив значительное подкрепление от союзных армий, сами перешли в наступление по всему фронту.
В Царском Селе представитель большевистского правительства, народный комиссар труда заявил, что заработная плата должна быть сокращена до минимума, необходимого для существования.
Подрубрика «На Кубани» развеивала слухи о переносе базы Добровольческой армии в один из городов Крыма - Симферополь или Севастополь. Со ссылкой на авторитетные круги говорилось, что база будет перенесена только лишь после окончательного поражения большевиков на Северном Кавказе.
Еще одно известие, касающееся судьбы военнослужащего. Очевидно, родственники просили «Всех лиц, знающих о судьбе поручика Офицерского генерала Маркова полка Владислава Макаровского, раненого в бою с красноармейцами под Надеждой 4 ноября, сообщить в редакцию».
Искусственные зубы «на каучуке»
Учитывая сложность времени, в которое вышел предрождественский номер «Ставропольских ведомостей», в газете немало рекламы. Видимо, деловая жизнь в городе с возвращением власти, которая уважала частную собственность, активизировалась. Больше всех рекламировали свои услуги врачи и медики. Например, доктор Фрадис И.П. обещал «лечение, пломбирование и удаление зубов без боли (анестезия)». Слово анестезия, очевидно, только входит в оборот. Искусственные зубы стоматолог делал «на каучуке и золоте».
Акушерка Беликова давала советы беременным. Жила она на 2-й Михайловской улице, близ Троицкого собора.
Учительница музыки, жившая на Варваринской площади, возле заведения Груби, готова была обучать желающих игре на рояле.
В некоторых объявлениях уже указывались номера телефонов. Они состояли из трех цифр. Телефонную связь имела и редакция «Ставропольских ведомостей», номер - 347.
На газету можно было подписаться. Цена подписки на полугодие - 40 рублей. В розничной продаже «Ставропольские ведомости» стоили 55 копеек, а на станциях дороже - 60 копеек.
Владимир ФИЛАТОВ.
Последние новости
Сокращение рабочей недели: новый тренд на рынке труда
Все больше компаний рассматривают возможность внедрения четырехдневной рабочей недели.
Инвестиционные перспективы Ставрополя на 2024 год
Мэр города делится планами по увеличению инвестиций в основной капитал.
Увеличение цен на продукты в Севкавказстате в октябре 2024 года
Огурцы и помидоры подорожали, а икра лососевых рыб стала лидером по росту цен.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований