21.01.2023

Газета «Родина». Освобождение

Почти шесть долгих месяцев находились жители нашего края в фашистской неволе.

Почти шесть долгих месяцев находились жители нашего края в фашистской неволе. В сердце каждого, кто пережил  оккупацию и участвовал в боях за освобождение родной земли от вражеского нашествия, навсегда остались незаживающие раны.  Вспомним, как это было.

                                   ВТОРОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ВЕРМАХТА

«Кавказ в агрессивных планах германского фашизма занимал одно из  важных мест, — писал в книге «Битва за Кавказ» Маршал Советского Союза  А.А. Гречко, — Его территория, богатая нефтью и другими источниками стратегического сырья, промышленная и сельскохозяйственная база на протяжении всей войны манили гитлеровцев. Дороги, идущие через Кавказ, рассматривались фашистскими стратегами как важные направления расширения германской агрессии в Азию и Африку с целью завоевания мирового господства».

На снимках: участники освобождения Ставрополья от немецко-фашистских захватчиков Мария Алексеевна Ястребова и  Василий Яковлевич Бражинин.

В беседе с японским послом Осимой в январе 1942 года Гитлер говорил: «Я решил, как только улучшится погода, снова предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление – важнейшее. Нужно выйти к нефти, к Ирану и Ираку…». План фашистов по захвату Кавказа носил условное название «Эдельвейс» и предусматривал решить не только экономическую, но и важную  внешнеполитическую задачу – подтолкнуть Турцию, которая продолжала готовиться к войне с СССР и держала на границе с Закавказьем 26 дивизий, вступить в войну на стороне Германии.

Чёрные дни оккупации начались на нашей земле летом 1942 года. Немецко-фашистские войска вторглись на территорию Ставрополья со стороны Сальских степей. Станица Новоалександровская одной из первых подверглась оккупации.  31 июля на станицу было сброшено несколько фашистских бомб, а 1 августа гитлеровцы ворвались на её улицы.

«Тяжёлые испытания выпали в те дни на долю новоалександровцев, – писал исследователь тех событий, ветеран Великой Отечественной войны, учитель истории Алексей Михайлович Дудкин. —  Всех жителей, включая стариков и больных, немцы заставляли работать на железнодорожной станции, грузить зерно для отправки в Германию. Открыли биржу труда, куда вызывали мирных граждан и направляли на принудительные работы. Там составлялись и списки для отправки людей в Германию на каторгу».

По данным  Чрезвычайной комиссии, объявленным после освобождения края от оккупантов, из Ставропольского края на работу в Германию были угнаны 990 человек. За период оккупации только на территории Новоалександровского района замучили и казнили 805 советских граждан — женщин, стариков, детей. От рук палачей погибли  руководители, партийные работники.

В станице Расшеватской фашистами вместе с шестнадцатью другими жителями, среди которых были секретарь парторганизации колхоза «Третий интернационал» Иван Васильевич Бондаренко, секретарь комсомольской организации колхоза «Северокубанский» Павел Гусев, заместитель председателя этого же колхоза Фёдор Павлович Новиков, учитель Иван Потапович Хорошилов, был расстрелян председатель колхоза имени Карла Маркса Иван Павлович Жевтобрюхов

В селе Раздольном одна из улиц ныне носит имя бывшего директора местной МТС Андрея Давыдовича Ивженко. Вместе с замполитом МТС Тимофеем Митрофановичем Геливеровым и механизатором Николаем Георгиевичем Предко они пытались увести от фашистов в тыл тракторы и комбайн, при встрече с фашистами приняли неравный бой и были зверски растерзаны оккупантами.

За неполные шесть месяцев оккупации Новаоалександровского  района фашисты разграбили колхозы и совхозы, машинно-тракторные станции, разрушили 93 животноводческих и 45 хозяйственных построек, 10 клубов и школ. Оккупанты угнали и уничтожили около 4 тысяч голов крупного рогатого скота, 4,5 тысячи свиней, 7 тысяч овец, 2 тысячи лошадей, более 30 тысяч голов птицы, вывезли 2 тысячи пчелосемей. Общий материальный ущерб, причинённый району, составил в исчислении тех лет 331 миллион рублей. Огромный вред фашистские оккупанты нанесли народному хозяйству и культуре всего Ставропольского края.

                                           КРАХ ПЛАНА «ЭДЕЛЬВЕЙС»

Фашистские войска обладали превосходством в силах и средствах. На грозненском направлении враг угрожал прорывом к Грозному и Махачкале, на перевалах в центральной части Главного Кавказского хребта  ему удалось захватить Клухорский перевал. Советская армия и страна напрягали все силы, в это же время на Волге развёртывалась Сталинградская битва.

В тяжёлые для нашего Отечества дни войскам был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина №227, который получил название «Ни шагу назад!». В нём говорилось: «Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с нефтяными и другими богатствами. Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад без приказа высшего командования. Таков призыв нашей Родины».

Сталинград и Кавказ в те грозные и героические дни стали центрами борьбы. «Сражение за Кавказ нельзя рассматривать изолированно от Сталинградской битвы, которая на протяжении всей борьбы  оказывала исключительное влияние на ход борьбы на Кавказе, — подчёркивал А.А. Гречко. – В свою очередь события на Кавказе также весьма благотворно влияли на действия наших войск под Сталинградом. Эти взаимосвязанные действия большого стратегического  значения умело направлялись Ставкой Верховного Главнокомандования и имели решающее значение в разгроме врага».

В битве, которая продолжалась более пяти месяцев, Советские Вооружённые Силы смогли выдержать и отразить мощный удар объединённых сил фашистского блока. Широко разрекламированный геббельсовской пропагандой

план «Эдельвейс» потерпел крах. За выход к предгорьям Главного Кавказского хребта и к реке Терек гитлеровцы заплатили жизнями 100 тысяч немецких солдат и офицеров. Дальнейшие попытки прорваться в Баку и Закавказье провалились. В условиях тяжёлой и длительной обороны Советские войска обескровили немецкие армии, добились истощения наступательных возможностей врага.

В расчётах на быстрый захват Кавказа делалась ставка на разжигание национальной ненависти между народами, населяющими Северный Кавказ и Закавказье, на распад закавказских союзных республик и  ослабление в результате этого тыла советских войск на юге страны. Однако учреждённой в январе 1943 года медалью «За оборону Кавказа» были награждены более 583 тысяч человек, среди которых не только участники битвы за Кавказ, но и трудящиеся национальных республик Кавказа.

                                  НЕ БЫЛО БЕЗЫМЯННЫХ ГЕРОЕВ

Битва за Кавказ представляла собой огромную панораму, развёрнутую от ставропольских степей до Ирана. Закончив ускоренные курсы «Выстрел» под Нальчиком, где готовились горные стрелки, наш земляк Михаил Григорьевич Рыженков столкнулся с гитлеровцами на реке Малка и у подножья Эльбруса.

«В тех боях из 1200 моих товарищей-курсантов уцелели только 300 бойцов», — вспоминал фронтовик. На высоте 610 ему и его 19 товарищам  потребовалось проявить настоящие воинскую доблесть и мужество. За взятие этой высоты все участники штурма были удостоены боевых наград, Михаил Григорьевич награждён медалью «За отвагу».

А потом был Иран. Дружественное государство предоставило СССР свою территорию для базирования 28-го стрелкового полка, обученного воевать в условиях высокогорья. На ирано-турецкой границе были оборудованы семь пограничных застав. «Турция выжидала удобный момент, чтобы двинуть свои войска в Закавказье и отрезать его от СССР, – вспоминал фронтовик. – Турки всё время прощупывали нашу боевую мощь, и нужно было каждую минуту быть начеку».

В этой грандиозной битве участвовали не только боевые подразделения Советской Армии, но и гражданское население. Партизанские отряды добровольцев, созданные в городах и районах Ставрополья, сражались в лесах Карачаево-Черкесии, не давая покоя врагу ни днём, ни ночью. В их числе был и партизанский отряд новоалександровцев, возглавлявшийся начальником районного отдела милиции Романом Петровичем Пугачем.

Удары партизан Ставрополья и Кубани были весьма ощутимыми для врага. Командование фашистских войск на Северном Кавказе сообщало в Германию о том, что в горных районах Кавказа действует большое число партизанских групп, которые постоянно совершают диверсии на железных дорогах, нападения на служащих вермахта, руководителей лагерей, полицейских старост.

Ветеран 77-й стрелковой дивизии уроженец станицы Расшеватской Иван Григорьевич Богданов, защищавший горные перевалы Верхне-Баканский, Кабардинский и Неберджаевский, в своих воспоминаниях писал: «С 1 января 1943 года начались активные действия по освобождению Северного Кавказа от немецко-фашистских оккупантов. Освобождая города, сёла и станицы Ставропольского и Краснодарского краёв, дивизия за 37 дней боевым порядком совершила переход в 850 километров».

Воевавший в составе прославленной конно-механизированной группы под командованием дважды Героя Советского Союза генерала Иссы Александровича Плиева, четырежды награждённый медалью «За отвагу», Василий Яковлевич Бражинин рассказывал: «Была лютая зима, метель. Техника почти вся стояла, а наступление продолжалось. Немцы мёрзли, нам было привычнее. Мне довелось освобождать Грачёвский, Александровский, Красногвардейский районы, станицу Песчанокопскую, Ростов. Пока подтягивались остальные войска, лёгкие на подъём кавалеристы заходили в тыл противника порой на 200 километров, не раз рискуя попасть в окружение. Не случайно немецкое радио несколько раз передавало ошибочные сообщения о том, что группа Плиева уничтожена».

«Бой за освобождение станицы Новоалександровской мне запомнился навсегда, — говорил бывший боец 1-го батальона 761-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии Владимир Тихонович Иванов. – Для меня и моих ровесников, 17-18-летних мальчишек, это было страшным испытанием на мужество, стойкость и верность присяге. Зима выдалась снежной и холодной. Наш командный пункт располагался в путевой будке Кармалиновского разъезда. Поступил приказ «Вперёд!», и мы двинулись по снежному полю вдоль полотна железной дороги. На подступах к станице немцы открыли шквальный огонь. Но приказ есть приказ, и отступать было нельзя. Те, кто был не убит и не ранен, продолжали идти.

Ночь была страшной, таким же был и наступивший день. В жестокой схватке с врагом мы даже не успевали помочь своим раненым товарищам. Неожиданно нас поддержали танкисты 140-й отдельной танковой бригады. После освобождения станицы бойцы не успели разыскать своих раненых, похоронить погибших. «Сделают без нас», — был короткий ответ. Похороненные  в солдатской могиле на переулке Братском  воины – мои однополчане. Нам разрешили до рассвета отдохнуть кто где мог, а на рассвете снова вперёд. Наступление было стремительным, и это обеспечило его успех».

Станица Новоалександровская была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 24 января 1943 года воинами 761-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии и танкистами 140-й отдельной танковой бригады. 200  отличившихся солдат и офицеров были награждены боевыми наградами. В бою за освобождение станицы погибли 80 солдат и офицеров. Их имена известны, на братских могилах установлено шесть памятников. Жители чтут память освободителей. Именами Ивана Михайловича Залесного, Георгия Ивановича Бочкова, Константина Алексеевича Фоминского  названы улицы.  Есть и улица Освободителей.

Санинструктор 1157-го стрелкового полка Мария Алексеевна Ястребова  прошла боевой путь от Кавказа до Берлина. Выступая на митинге в честь дня  освобождения, она говорила: «Человеческая жизнь не бесконечна. Продлить её может лишь память, которая одна только побеждает время».

Поклонимся священной памяти героев-освободителей.

  Вера ЛЕНКИНА.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 января 2023 г. на сайте ЦК КПРФ ,   а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Последние новости

На Ставрополье усилят меры безопасности

Состоялось очередное заседание краевого правительства под председательством губернатора Владимира Владимирова.

Врачи спасли мужчину от множественных образований на веке в Ессентуках

Фото: Telegram-канал минздрава Ставропольского края В Ессентуках врачи избавили мужчину от множественных образований на веке.

Первого на Северном Кавказе энцефалитного клеща обнаружили на Ставрополье

Исследователи обнаружили кровососущего паразита на распространённой в Ставропольском крае ящерице на берегу Отказненского водохранилища.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *