Валентин Бирюков: «Театральный режиссер – как фокусник, все время должен чем-то удивлять окружающих»
Фото: Ставропольский академический театр драмы имени М, Ю. Лермонтова Репертуарную программу 2025 года в Ставропольском академическом театра драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова открыл спектакль «Пижама на шестерых,
Фото: Ставропольский академический театр драмы имени М, Ю. Лермонтова
Репертуарную программу 2025 года в Ставропольском академическом театра драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова открыл спектакль «Пижама на шестерых, или Ужин по-французски». Его поставил заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков.
Сейчас в репертуаре театра значится семь спектаклей от Валентина Валентиновича. А всего на счету именитого режиссера более сотни постановок, причем не только в Граде креста, но и во многих других театрах страны.
Из актера — в режиссеры
В режиссерский цех уроженец Ровенской области пришел из актерской профессии. После окончания знаменитого Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии герой нашего рассказа служил несколько лет актером, но чистого лицедейства ему оказалось недостаточно.
— Уже на втором курсе в ЛГИТМИК мой руководитель — Эльмир Викторович Вершковский, сказал: «Валентин, ты не актер, ты — режиссер, у тебя совсем другое мышление». И проработав почти полтора десятка лет актером, я поступил в Высшее театральное училище имени Щукина, где тогда набирали курс режиссеров. Он был экспериментальным — у всех нас уже было профильное актерское образование.
Со стороны может показаться, что эти профессии похожи, но на самом деле они совершенно разные. Режиссер должен думать о целостности произведения, а актер погружен лишь в свою роль. Но это прекрасный дополнительный опыт. Режиссер, который прошел актерскую школу, понимает весь процесс изнутри. Меня на мякине не проведешь, я знаю все хитрости, тонкости и боли актерской профессии. Актер может нервничать, капризничать, это все надо учитывать и понимать.
Мне кажется, отношение к актерам у меня меняется с годами в лучшую сторону. Накопился опыт работы с актерами, понимание их желаний и возможностей. Я стараюсь больше отдавать им. Сейчас во мне больше снисхождения, прощения, умения держать себя в руках. Ведь на наших актерах лежит колоссальная нагрузка, и если их не понимать, не щадить и не удивлять чем-то новым — ничего не получится. Бывают режиссеры добрые и добренькие. Надо быть добрым, — уверен Валентин Бирюков.
Плюс три премьеры
Поработав на подмостках в Кирове и Липецке (а также успев отслужить в морской пехоте на Тихоокеанском флоте), подающий творческие надежды режиссер в 1987 году перебрался в Ставрополь, куда Валентина Валентиновича пригласил директор академического театра драмы имени Лермонтова Евгений Луганский.
Работы героя нашего рассказа пришлись по вкусу ставропольской публике, его спектакли неизменно пользуются огромным успехом и годами не сходят со сцены. К примеру, постановка «Сестра моя – Русалочка» значилась в репертуаре более четверти века. Визитными карточками ставропольского театра стали спектакли «Баба Шанель», «Двенадцатая ночь», «Женитьба», «Ночные забавы» «Чума на оба ваши дома», «Шут Балакирев «Энергичные люди» и другие.
— В нынешнем сезоне репертуар театра пополнился тремя моими постановками. Первая — «Свадьба Кречинского», подарок на юбилей заслуженному артисту России Игорю Барташу. Работа над спектаклем шла сложно, но, как мне кажется, все получилось. Также свет увидела комедия «Люкс номер 13», которая пользуется большим успехом — зритель ее принял и оценил по достоинству. И еще одна работа — «Проделки Ханумы». Этот спектакль раньше шел на наших подмостках, но теперь полностью обновился актерский состав.
В марте 2025 года приступлю к еще одной комедийной работе, которая уже стоит в плане театра, есть и другие творческие планы. Вообще у меня всегда есть багаж предложений, но нужно ведь ставить не то, что тебе хочется, а то, что в данный момент нужно театру. При этом необходимо находить такой материал, который подходит всем поколениям зрителей. Тогда зал дышит и откликается, — говорит Валентин Бирюков.
«Хочешь остаться в городе — иди на кладбище»
Кроме того, герой нашего рассказа успешно гастролирует, поставив несколько десятков спектаклей в Оренбургской, Ростовской, Смоленской областях, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии и других регионах.
— После того, как я заканчиваю работу в Ставрополе, еду по приглашениям в другие театры страны. Раз в год — обязательно. География широкая: Юг России, Средняя полоса, Урал, Сибирь. С одной стороны, это тяжело, а с другой — очень хорошо: новые люди, впечатления, опыт. Я всегда стараюсь учиться.
В Ставрополь всегда возвращаюсь с удовольствием. Здесь я живу уже почти сорок лет, он стал для меня родным. У театральных режиссеров есть своеобразная примета: если приезжаешь работать в город и хочешь в нем остаться надолго, надо сходить на кладбище и «забить» себе место. И тогда все получится. Если серьезно, то ставропольской сцене я отдал лучшие годы, вырос здесь как человек и как профессионал, — считает Валентин Бирюков.
Творческий диапазон героя нашего рассказа широк и разнообразен: в числе его удач — комедии, трагифарсы, сказки и даже рок-опера. Валентин Валентинович уже давно доказал, что он — настоящий кудесник: на театральных подмостках может сделать все, что душе угодно. А причины успеха объясняет просто: дело не в жанре, а в наполнении.
— Был период, когда меня зачислили в ряды сказочников (я, кстати, со сказочной постановки свой творческий путь в Ставрополе и начинал), потом определили в комедиографы, и так далее. На самом деле я предпочитаю все эти направления объединять, — утверждает Валентин Валентинович.
Жизнь — это театр, но театр — это не жизнь
Сейчас ставропольский мэтр работает больше с классикой. И на то есть свои причины.
— Дело в том, что современные драматурги, которые писали для театра, ушли: кто в кино, кто в мир иной. А брать что попало не хочется. Бывает, читаю пьесу, и что-то щелкает внутри — понимаю: это мое. Надо работать так, чтобы зритель нашел что-то созвучное своим переживаниям и вспомнил что-то очень для себя дорогое. Мне важно, когда автор пишет душой и сердцем. Чтобы произведение «цепляло»: было и острым, и красивым, и душу грело, и находило отклик в зале. Тогда зритель не сидит «с холодным носом» — когда сердце не стучит и душа спит.
Режиссер – как фокусник, все время должен что-то изобретать, придумывать, чем-то удивлять окружающих. Многое зависит от умения режиссера разговаривать языком театра. Потому что жизнь — это театр, но театр — это не жизнь, другие формы выражения. В театре нельзя просто красиво говорить, здесь свой язык.
Я люблю в финале оставлять надежду на то, что все получится, протягивать руку помощи зрителю и вселять веру: чего бы не происходило в жизни, в итоге все будет хорошо. Люди приходят к нам за эмоциями, и должны выходить после любого спектакля духовно обогащенными. С мыслью о том, что если у героев в этом жестоком мире все закончилось на позитиве — значит, и я смогу сделать свою жизнь лучше. Если не даешь людям надежду — тогда все зря.
Мы все каждый день что-то преодолеваем: но без этих трудностей было бы, наверное, скучно жить. Я тоже постоянно стремлюсь к звездам через тернии, но об этом не жалею. Если бы не было преград, не было бы и приятного чувства преодоления, которое помогает двигаться вперед и чувствовать себя счастливым человеком, — утверждает Валентин Валентинович.
Виктор Мирошниченко
Фото: Ставропольский академический театр драмы имени М, Ю. Лермонтова
Последние новости
Эксперт прогнозирует нестабильность цен на жильё в 2025 году на Ставрополье
В 2025 году рынок недвижимости в крае может остаться нестабильным, цены будут зависеть от множества факторов.
Фонд оплаты труда ставропольских бюджетников предложили повысить на 15%
Федерация профсоюзов Ставропольского края намерена добиться роста зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений в 2025 году.
У бюджетников на Ставрополье может вырасти зарплата
Фото Ивана Высочинского/ Блокнот Ставрополь Из—за высокой инфляции зарплата работников государственных и муниципальных учреждений должна расти более стремительно, отмечают в федерации профсоюзов Ставропольского края.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи