«Я часто представлял себя главой города»: откровения ставропольского урбаниста Андрея Чернякова
Андрей Черняков — молодой ставропольский урбанист, который занимается активизмом в Ставрополе.
Фото: соцсети героя публикации
Андрей Черняков — молодой ставропольский урбанист, который занимается активизмом в Ставрополе. Его сфера — городское благоустройство, инфраструктура и общественный транспорт, и в свои 25 лет он работает своеобразным «мостом» между ставропольским миндором и перевозчиками. Корреспондент «Блокнота» пообщался с активистом о жизни, планах, профессиональной деятельности, и о том, что находится «под капотом» городской автобусной сети.
Герой публикации родился в семье военнослужащих. Окончил бакалавриат и магистратуру по специальности «Гуманитарное и муниципальное управление» в СКФУ, написал два диплома по транспортной политике, а теперь работает в одном из бюджетных учреждений Ставропольского края. Андрей Черняков ведет просветительский канал в Telegram на тему урбанистики, занимается городским активизмом в Ставрополе, а также планирует в будущем работать в сфере общественного транспорта. На момент публикации герою несколько месяцев как исполнилось 25 лет, и он часто появляется на заседаниях, касающихся работы транспорта в краевой столице.
Как проходило ваше детство?
Я увлекался транспортом. Сначала это были поезда, потом с каждой поездкой в города к родственникам интересы немного эволюционировали. Со временем мне как-то больше стал нравиться городской транспорт, инфраструктура и все это в целом. Всегда был любознательным и веселым, школу закончил с тремя четверками — по химии, алгебре и геометрии.
Фото: личный архив героя публикации
Получается, что вы начали увлекаться городом и его инфраструктурой еще с детства? И почему вы поступили на «Муниципальное управление»?
Если рассматривать транспорт вот так, общим мазком, то можно и так сказать. А вот более осознанный интерес у меня появился курсе на первом-втором университета, когда я начал уже углубленно изучать материалы по этой теме.
А насчет поступления — я себя часто представлял главой города, либо большим начальником, который занимается городскими проблемами и их решает. Поэтому, когда передо мной встал выбор между экономикой, историей, политическими науками и государственным управлением — я выбрал управление.
Как прошли ваши студенческие годы? И что вы делали после выпуска из университета?
На первом курсе было много мероприятий, выступлений, кафедральный актив. Со второго по четвертый активно участвовал в олимпиадах, ездил в Москву, писал научные статьи. Бакалавриат закончил в 2020 году, устроился на работу, ну и параллельно обучаюсь. Сейчас тоже поступил на повышение квалификации, на курс «Эксплуатация и развитие городских транспортных систем».
Нравится ли вам то, что вы делаете? Что вы чувствуете, когда получается добиться изменений к лучшему?
Когда происходят какие-то положительные изменения благодаря мне, чувствую, естественно, определенную гордость. Есть это приятное ощущение, когда ты сделал что-то полезное не только для себя, но и для других людей. Это дает определенную жизненную энергию и заряжает на свершения. Еще очень большой заряд дают слова благодарности от жителей города, друзей, перевозчиков.
Сложно ли доказывать свою позицию, находясь по сути между перевозчиками, миндором, администрацией и другими ведомствами?
Большинство перевозчиков и коллег по общественной деятельности знают, что я всегда за то, чтобы все было честно, открыто, без каких-то тайных интриг, коррупции и подобного. При этом моя позиция такая: мне абсолютно все равно, кто является перевозчиком по конкретному маршруту. Транспорт должен работать качественно во благо пассажира.
Член Общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов 7 октября приезжал в Ставрополь по приглашению Андрея Чернякова. Фото: личный архив героя публикации
Еще один хороший аспект участия в общественной деятельности — необходимость уметь слушать все стороны и понимать их позиции. Министерство считает, что нужно делать так, перевозчик считает иначе, а у пассажира вообще свой взгляд. И моя задача — быть неким арбитром, который смотрит на все со стороны и находит баланс интересов.
У нас есть миндор, есть перевозчики, но кто в итоге ответственен за качество работы транспорта в городе?
Сейчас за организацию работы, маршруты и перевозчиков отвечает министерство. Если мы посмотрим на транспортную инфраструктуру, такую как остановки и конечные пункты, — то тут в дело вступает администрация Ставрополя. Но часто происходят попытки перекладывания ответственности на перевозчиков.
Еще хочу упомянуть, что в свое время администрация города допустила неконтролируемый и бурный рост рынка перевозок, а также появление большого количества маршрутов. Я думаю, что рано или поздно придет время, когда вся эта историческая ответственность будет описана и оценена. Не правовая, но фактическая — для осознания того, что происходило.
Иногда миндор проводит в Ставрополе проверки автобусов, причем многие перевозчики в это время, по словам горожан, не выходят на линию. Есть ли вообще смысл в таких мероприятиях?
Пару лет назад появление проверок вызывало большие коллапсы в работе общественного транспорта, чем сейчас. Сейчас проверки проходят более незаметно для пассажиров, но ожидать каких-то кардинальных сдвигов я бы не стал, потому что тот порочный круг, который сейчас сложился в общественном транспорте, проверками разорван быть не может. Для этого нужна политическая воля, которая, на мой взгляд, сейчас отсутствует.
Также Андрей Черняков уточнил, что из-за проведения СВО правительство РФ в 2022 году выпустило постановление 336, которое приостановило проверки в отношении перевозчиков. Проверять нерегулируемые маршруты теперь можно только после согласования с прокуратурой. По словам активиста, из-за не очень хорошего межведомственного воздействия эффективность таких мероприятий сомнительная.
Фото: личный архив героя публикации
Какие конкретно проблемы есть у транспорта Ставрополя?
Здесь активист выделяет целый ряд аспектов.
1: Отсутствие какого-либо четкого планирования.
Все наши мероприятия реализуются бессистемно, нет четкой взаимосвязи, понимания конечных результатов и целей.
2: Большое количество маршрутов на нерегулируемом тарифе.
Это тянет за собой кучу проблем — раннее окончание времени работы, гонки за пассажиров, маленькие забитые автобусы на загруженных маршрутах.
3: Отсутствие управленческой команды, которая может на себе тянуть какое-либо реформирование.
На мой взгляд, человеком, который был готов принимать какие-то сложные решения, был Борис Григорьевич Борисов. Но мы знаем , что с ним случилось.
4: Маршрутная сеть и беспересадочная система перевозок.
Маршрутов слишком много, люди привыкли, что с каждой улицы можно уехать на десять соседних, и это вызывает кучу проблем. Пассажиры хотят пользоваться качественным транспортом, но не хотят делать пересадки. Это противоречит друг другу, и в такой ситуации появление хорошей транспортной системы априори невозможно.
5: Отсутствие какого-либо приоритета для общественного транспорта, инфраструктуры.
Отсутствие выделенных полос вызывает отклонения от расписания, транспорт вынужден стоять в пробках. Перевозчики несут дополнительные расходы, это отражается на пассажирах — круг взаимосвязан. Далеко не все остановки у нас подходят для автобусов большого класса. Из конечных пунктов лишь один оформлен земельным участком, а остальные на бумаге не существуют.
— Это основные проблемы, формирующие нынешнюю ситуацию, — подытоживает активист.
Какие перспективы у развития общественного транспорта в Ставрополе? Есть ли надежды на положительные изменения в ближайшие годы?
Скажу честно, что я перспектив на ближайшие пару лет не вижу. Должностные лица постоянно говорят, что мы получим новые автобусы и троллейбусы. А что дальше после этого? О чем мы будем говорить? Что мы будем делать с системой общественного транспорта? Об этом никто не говорит. Планов по сути нет, а с людьми никто не общается.
Второй момент — перспективные изменения невозможны без коренной смены подходов в системе управления транспортом. Еще отмечу, что какие-то подвижки возможны после 2026 года, когда на 20 маршрутах одновременно закончатся сроки свидетельств и придется что-то менять.
Автобусы малого класса часто встречаются на маршрутах города. Фото: личный архив героя публикации
Что вы можете сказать о Ставрополе в целом? Где его можно похвалить, и в чем видны явные проблемы?
Важный аспект — проблема с градостроительной деятельностью и сохранением архитектурного наследия. Качество новых строящихся районов оставляет желать лучшего. За последние несколько лет утрачено очень много исторического наследия, бывшего частью городской истории.
Также урбанист выделяет еще несколько проблем Ставрополя. Одна из них по его словам — слабая городская политика по отношению к дорожной инфраструктуре. Также не самое радужное в городе отношение к экологии. Город зеленый, но, по словам Андрея Чернякова, многие моменты этот статус подрывают.
У города очень большой потенциал, чтобы раскрыть себя и стать действительно городом для людей, но для этого необходимо предпринимать еще очень много действий. И главное, чтобы это осознали, прежде всего, лица, принимающие управленческие решения.
Вы недавно приглашали губернатора и других должностных лиц прокатиться на общественном транспорте и в поездке обсудить проблемы. Чего вы хотели добиться?
Обсудить проблемы с чиновниками напрямую. А еще когда управленец лично пользуется общественным транспортом — у него совсем другое восприятие, он видит, как система работает на деле. В этом плане мне нравился Борис Григорьевич. Мы с ним спокойно ездили вместе в маршрутках, обсуждали, поэтому человек напрямую владел ситуацией.
Многие журналисты поговаривают о том, что вы можете в будущем стать министром дорожного хозяйства Ставрополья. Как относитесь к такой перспективе?
Если честно, быть министром я бы не хотел. Потому что министр дорожного хозяйства и транспорта занимается еще и дорожным хозяйством, а моя профильная тема — это все-таки общественный транспорт. Но если бы поступило предложение занять должность и работать исключительно в своей сфере — я бы его принял. Хотелось бы заниматься этим напрямую и принимать решения, чтобы система менялась, и наш транспорт был ориентирован именно на пассажиров. К сожалению, пока такой возможности нет.
Хотелось бы также назвать несколько человек, которые меня вдохновляют. Это, например, Александр Егоров — замминистра по транспорту в Челябинской области, он там курирует очень хорошую транспортную реформу, а также Дмитрий Грубый — человек, который в Москве занимался выделенными полосами.
Но мне приятно, что моя деятельность находит такой отклик у горожан, у журналистов, у, так скажем, коллег. Потому что все мы занимаемся одним большим делом.
Ранее в рамках рубрики «Лица города» редакция познакомила читателей с врачом-сурдологом Еленой Кржечковской. Специалист рассказала о своей жизни, работе человеческого уха, а также о том, действительно ли ватные палочки полезны для здоровья.
Игорь Короленко
Последние новости
Самое дорогое койко-место в Кисловодске: цена шокирует
Мэр города раскрывает стоимость премиального отдыха.
Новые инвестиции в сельское хозяйство Ставрополья
На Ставрополье создадут сад и фруктохранилище стоимостью 8,5 миллиарда рублей.
Качество питьевой воды в Ставрополье остается стабильным
Роспотребнадзор сообщает о положительной динамике в показателях качества воды.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.