Грязь, вода и немного радиации: 10 самых популярных вопросов о Кавминводах

Кавказским Минеральным Водам уже 220 лет. Во многом именно благодаря им в России в XIX веке начала развиваться курортология.

Кавказским Минеральным Водам уже 220 лет. Во многом именно благодаря им в России в XIX веке начала развиваться курортология. Но как это всё работает, многие до сих пор не понимают. «Победа26» собрала самые популярные вопросы и попросила кандидата геолого-минералогических наук Евгения Потапова ответить на них. 1. Какие болезни лечат?

У каждого из четырёх курортов - Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков и Железноводска — свой профиль. В Кисловодске, например, специализируются на сердечно-сосудистых заболеваниях. В Ессентуках — на желудочно-кишечных и обмене веществ. В Железноводске — на мочеполовой системе и обмене веществ. Пятигорск же — самый богатый минеральными водами курорт, здесь больше всего лечебных направлений. Это и костно-мышечная система, и желудочно-кишечный тракт, и обмен веществ, и кожный покров, и так далее.

Помимо минеральных вод, все курорты применяют тамбуканскую грязь. Это универсальное бальнеологическое средство для лечения широкого круга заболеваний. Она благотворно влияет на костно-мышечную систему, на опорно-двигательный аппарат, на кожные покровы и даже на внутренние органы.

2. Как применяют грязь?

Грязь долго сохраняет тепло, а поскольку её используют в лечении нагретой до 40-42 градусов, аппликации обладают согревающим и обезболивающим эффектом. В составе грязевого субстрата — высокоминерализованные солевые растворы хлорида натрия, хлорида магния, сульфата магния, а также органический комплекс — липиды, каротиноиды и многое другое. Поэтому грязь используют и наружно — для лечения суставов, кожных покровов и для внутреннего применения — в гинекологии, урологии, проктологии.

3. Какие минеральные воды есть на КМВ?

Кисловодск знаменит нарзанами. Они бывают трёх видов — общий, сульфатный и доломитный. Это углекислые воды, то есть, в них обязательно присутствуют не только растворённые катионы и анионы, но и углекислый газ. Он повышает всасываемость веществ желудочно-кишечным трактом и кожными покровами.

Чем ближе к поверхности находится источник, тем ниже минерализация — концентрация действующих веществ. Глубже всего залегает сульфатный нарзан — примерно на 300 метрах. Его минерализация достигает 6,5-7,5 грамм на литр. Выше — доломитный нарзан с минерализацией 4,5-5 грамм на литр, там меньше сульфатов, больше кальция, магния, углекислоты. Минерализация общего нарзана составляет всего 1,5-3 грамма на литр, а концентрация углекислого газа в нём достигает 1-2 грамма на литр. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы чаще всего назначают общий или доломитный нарзан, чтобы не нагружать организм. Сульфатный используют, когда есть проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В Ессентуках — соляно-щелочные воды «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17». Как и следует из названия, состоят они из соли (NaCl) и щёлочи — соды (NaHCO3). Они помогают регулировать кислотность желудочно-кишечного тракта. Их назначают, в числе прочего, для профилактики язвы желудка.

На орошения, промывания и ванны в санаториях идёт углекисло-сероводородная вода. А ещё из-под горы Бештау по минералопроводу подают термальные углекислые воды — «Ессентуки Новая».

В водах железноводского типа содержание железа на самом деле невелико. Это углекислые гидрокарбонатно-сульфатные кальциево-натриевые воды различной температуры – от холодных до горячих. У них невысокая минерализация и пониженное содержание хлорида натрия, поэтому они полезны для почек. Также в Железноводске есть бювет «Книга» с водой ессентукского типа и есть скважина с высокотермальной углекислой водой.

Радоновые воды здесь есть только в Пятигорске — источники находятся и на Машуке, и у подножия горы Бештау. Они воздействуют на кожные покровы и за счёт радиоактивности оказывают более глубокое влияние. Лечение радоном также назначают при гинекологических, урологических, костно-мышечных и других заболеваниях. 

Ещё в Пятигорске есть источники углекислых, углекисло-сероводородных и соляно-щелочных вод.

Курорт из романов: что нужно знать туристу о Пятигорске

Есть минеральные источники и в соседних городах и сёлах, которые курортами никогда не считались.

В Георгиевске есть йодо-бромные воды, но они не изливались на поверхность, как здесь. Их обнаружили во время геологической разведки в советские времена, когда искали газ и нефть. На базе Георгиевского месторождения функционирует водолечебница.

Регион Кавказских Минеральных Вод простирается от Кисловодска до села Солуно-Дмитриевского. Сегодня известны 20 месторождений, среди которых — Кумское, Подкумское, Ольховское, Берёзовское, Нагутское, Бештаугорское, Лысогорское и другие. Почти все они открыты в XX веке.

За Минводами находится одно из крупнейших месторождений КМВ — Нагутское. Оно известно с 1949 года, изначально его тоже разведывали как нефтегазовое.

Значительную часть минералки, которую продают в бутылках, добывают на Нагутском месторождении. Это воды типа «Ессентуки-4», «Ессентуки-17», «Боржоми», а называют их «Нагутская-4», «Нагутская-17», «Нагутская-26» и «Нагутская-56» — по названию месторождения. Запасы минеральных вод там составляют около 2000 кубометров в сутки. Бюветов нет, всё идёт на розлив.

4. Какая вода лучше — из бювета или бутилированная?

Из бювета — лучше. Чтобы вода попала в бутылку, она должна пройти долгий путь. Вначале её доставляют на завод, чаще всего — в автоцистерне. При транспортировке часть газовых компонентов улетучивается. Затем воду охлаждают до нужной температуры, фильтруют, избавляют от остатков природного газа и насыщают углекислым газом. Хотя основной химический состав сохраняется, отличия всё равно есть.

5. Не опасно ли купаться в «Бесстыжих» ваннах?

Вода там проточная. Но  длительное вдыхание паров сероводорода и  углекислого газа может привести к  отравлению. Поэтому в  санаториях такие процедуры не  делают дольше 10-15 минут под присмотром медперсонала. А  в  народных ваннах люди сидят чаще значительно дольше.

То же самое можно сказать и о самолечении на Тамбукане. Раньше, когда озеро было мелким, за 20 км вокруг стоял запах сероводорода, а рядом и вовсе находиться было невозможно. Водоём стал глубже, сероводород — в растворённом состоянии и почти не ощущается.

Почему остановился один из источников на «Бесстыжих ваннах» в Пятигорске? 6. Не закончится ли минералка из-за роста турпотока?

Запасы минеральных вод четырёх курортов КМВ превышают 7000 кубических метров в  сутки, которые могут быть использованы для питьевого лечения в  бюветах, бальнеологического применения в  виде ванн, орошений, промываний и  других процедур, а  также для промышленного розлива в  бутылки.

Врачи назначают курортникам по  стакану воды три раза в  день  — это всего 750 мл  на  человека. Пусть будет литр для ровного счёта. На  питьевое лечение на  каждом курорте ежедневно используется около 6-10 тысяч литров воды в  сутки (6-10 кубических метров в  сутки)    — т.  е. можно напоить 6-10 тысяч человек в  день.

В советские годы на КМВ каждый год лечились не меньше 1,5 млн человек. Сегодня, по нашим оценкам, не более 500 тысяч человек. Если считать всех, кто останавливается в гостиницах или приезжает на праздники, показатель дойдёт до 2 млн человек, но подавляющее большинство из них не пользуется курортными ресурсами. Об этом можно судить по потреблению минеральной воды — в советские годы расход составлял 6-7 тысяч кубометров в сутки, сегодня — до 3 тысяч, половина из которых идёт на розлив.

Потребление грязи тоже снизилось. В  советские годы для нужд санаториев на  Тамбукане добывали 10-12 тысяч кубометров грязи за  год. Сегодня  — в  10 раз меньше. Чаще используют пакетированную грязь, её  поставляют и  в  другие регионы России. Пакетированная грязь хранится год без изменения свойств.

7. Какой воды больше, а какой — меньше?

Меньше всего  — сульфатного нарзана. Месторождения в  Кисловодске дают всего около 10 кубометров воды в  сутки. Для сравнения, доломитного нарзана  — около 55 кубометров в  сутки, а  общего нарзана  — около 1500 кубометров. Всего  же в  Кисловодске и  окрестностях есть запасы около 1800 кубометров минеральной воды в  сутки.

Самые большие запасы — в Пятигорске — около 2800 кубометров в сутки. В Железноводске — почти 2000 кубометров в сутки. В Ессентуках — всего 800 кубометров в сутки. В советские годы этого едва хватало для нужд курорта. Сейчас потребление на курортах значительно снизилось, но в несколько раз вырос промышленный розлив.

8. Правда ли, что состав меняется?

НИИ курортологии и недропользователи занимаются постоянным мониторингом состава наших минеральных вод. Как минимум, с 1958 года состав вод основных источников остаётся прежним. Бывают незначительные колебания, которые не влияют на вкус и лечебные свойства.

К примеру, в 1960-е годы на Змейке шла добыча полезных ископаемых, но возник вопрос, безопасно ли это для месторождений Железноводска. Учёные сравнили химический состав воды до разработки карьеров и после — он не изменился. Однако дали заключение — прекратить добычу на Змейке, чтобы не вредить бальнеологическим факторам курортов. Потому что люди приехали сюда отдыхать и лечиться, а не слушать звуки взрывов и гадать, курорт это или горнодобывающий комбинат.

9. Влияют ли люди на качество воды?

Да, негативно. Ещё в 1936 году в одном из источников нарзана обнаружили кишечную палочку. Она просочилась туда вместе с поверхностными водами. Теперь нарзан из этого источника фильтруют, обеззараживают серебром и ультрафиолетом, но всё равно используют только для ванн. Для питьевого лечения применяются кондиционные воды из глубоких скважин.

В Пятигорске закрыли несколько скважин из-за загрязнения. Пробурили новые. Все источники берут начало на горе Машук, а там — санатории и не только. Канализационные и водопроводные сети, тем временем, ветшают, содержимое попадает в подземные воды.

Зоны санитарной охраны придуманы не просто так — они необходимы, чтобы сохранить минеральную воду.

«Кавминводы на голову выше»: сможет ли ставропольский курорт затмить Карловы Вары? 10. Не опасен ли радиационный фон на КМВ?

Действительно, радиоактивность здесь несколько повышена за счёт гор-лакколитов и геологического строения. Безопасная доза составляет не более трёх миллизивертов в год, здесь столько нет.

По Бештау, где добывали уран, можно спокойно гулять. Это целый природный комплекс с интрузивными горными породами, которые содержат некоторое небольшое количество радиоактивных элементов — урана, радия и других. Сама порода слабо радиоактивна, так что находиться на горе безопасно.

А в штольни лазить не надо — там уровень радиоактивности гораздо выше, чем на поверхности. Мало того, что можно облучиться — там и заблудиться легко в коридорах, и камень на голову может упасть.

Читайте также: Минералка, виноград и спаржа: какая продукция может претендовать на знак качества «Сделано на Кавказе»? Емануелевский парк в Пятигорске: как добраться, чем заняться, где находятся скульптуры героев романа Михаила Лермонтова Народные источники нарзана вновь откроют в Кисловодске в 2024 году

Последние новости

Капитальный ремонт жилых домов в Ставропольском крае

В селе Курсавка и городе Невинномысск начнется обновление зданий.

Ставропольский край готовится к бизнес-форуму

Форум станет площадкой для обсуждения новых возможностей для бизнеса и инвестиций.

Рост заболеваемости гриппом среди детей в России

Заболеваемость гриппом в стране растет, особенно среди детей.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Пятигорске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *