Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление
Франшиза - это один из самых быстрых и простых способов открыть свое дело, работая под уже узнаваемым брендом. Можно сказать, что использование проверенных бизнес-моделей помогает снизить риски и обеспечить гарантированную прибыль. Благодаря известному бренду, технологиям и профессиональной разработке бизнес-плана, вы можете уже на этапе запуска своего дела рассчитывать на лояльность потребителей. Итак, все это помогает повысить шансы на успех предприятия и его быструю окупаемость.
Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в 2015 году количество точек с франшизами выросло на 15%, а за первое полугодие 2016 года еще на 6%. Эксперты отмечают, что наиболее востребованными франшизами среди молодых предпринимателей являются те, которые работают в сфере быстрого питания, а также в сфере красоты и здоровья. Однако, нельзя гарантировать мгновенный успех дела. На готовность к трудам и упорству также будет влиять личный опыт и знания в выбранной области.
Франшиза как способ развития бизнеса
Запустить свой бизнес с нуля - это тяжелый труд, требующий много времени и энергии на составление концепции, создание брендбука, разработку бизнес-модели, формирование требований к персоналу и помещению и так далее. Более того, такой подход сопряжен с риском оказаться под завалами бумаг, утонуть в цифрах или провалиться в финансовую пропасть, особенно в период кризиса. Франшиза - это способ, позволяющий избежать многих трудностей, сопутствующих запуску бизнеса, и привнести в свою работу опыт иностранных партнеров.
В то же время, стоит отметить, что франчайзер (управляющая компания) не может полностью контролировать ваш бизнес. Его задача состоит в том, чтобы помочь вам, направляя ваш бизнес в нужном направлении, и решать ряд проблем, связанных с маркетингом, выбором помещения, дизайном торговой точки, поставками и т.д. Не все управляющие компании следуют такой демократичной политике. Но есть исключения: франшиза "Еврочехол" - это пример компании, которая смогла найти баланс между контролем и помощью франчайзи.
Неважно, насколько успешна ваша стратегия, качество управления бизнесом в местности осуществляется франчайзи, который всегда должен стремиться к улучшению работы своей точки продаж.
Для выбора направления любого бизнеса существует множество подходов и стратегий. Однако, в случае с франшизой, у предпринимателей больше возможностей избежать подводных камней. Ниже приведены 6 советов, которые помогут выбрать наиболее перспективное направление для развития малого бизнеса по франшизе.
1. Исследуйте магазины франшиз. Загляните на специализированные сайты и ознакомьтесь с предложениями рынка. Возможно, вы найдете готовый бизнес, который уже работает и отлажен, и не придется изобретать велосипед. Стоит отметить, что 56% точек фастфуда в России открыто по франшизинговой схеме.
2. Проведите маркетинговое исследование. Изучите потребности населения, наличие конкурентов и цены на рынке в вашем регионе. Узнайте, не работает ли уже кто-то по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Некоторые франчайзеры устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что может сигнализировать о наличии свободных мест для бизнеса.
3. Выделите виды бизнеса, которые соответствуют вашим личным интересам. Рекомендуется заниматься тем, что нравится, так как это поможет справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Списки франшиз предлагают множество неожиданных и вдохновляющих идей малого бизнеса.
4. Оцените свою компетентность. Для успешного управления бизнесом по франшизе необходимы знания и опыт в выбранной отрасли. Выбирая формат бизнеса по франшизе, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит — справиться с проблемами будет значительно проще.
5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, чем примерно вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. В случае с франшизой многие моменты просчитаны заранее.
6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.
Таким образом, франшиза является одним из наиболее безопасных путей начала своего собственного дела. Ряд зарубежных сетевых брендов, включая McDonald's, начинали свой путь именно через франшизу.
Рассмотрим перспективные направления, достойные внимания
В условиях экономического кризиса спрос на услуги, позволяющие сэкономить время и деньги, растет, отмечают эксперты РАФ. В частности, онлайн-сервисы активно развиваются. Известной франшизой в сегменте услуг является GetTaxi, которая не только предоставляет быстрое и удобное пассажирское такси, но и постоянно радует своих клиентов скидками и различными бонусами.
В ресторанном бизнесе стали активно набирать популярность такие франшизы, как «ГрильХаус» или Kill Fish Discount Bar, которые проводят маркетинговые акции в социальных сетях и постоянно расширяют спектр специальных предложений.
Однако, чем более современный и яркий бизнес, тем выше порог входа. Например, для открытия Кill Fish Discount Bar понадобится инвестировать в первый год от 2 800 000 до 5 900 000 рублей (в зависимости от региона) и найти помещение площадью не менее 100 кв.м. В то же время, точку «СТАРДОГ!S» можно открыть уже на 5-ти кв.м при условии инвестиций 350 000-1 500 000 рублей.
Также стоит обращать внимание на вступительные взносы и момент, начиная с которого управляющая компания начнет взимать роялти. Для многих компаний типично предоставление франчайзи времени для «основания» бизнеса, и начисление процента будет начинаться не ранее чем через 4-5 месяцев после старта работы. Однако, есть компании, которые ориентированы на получение доходов только от реализации уникальной продукции франчайзера и не предусматривают никаких роялти или паушальных взносов, как, например, франшиза компании «Еврочехол».
Франшизы – это отличный способ начать свой бизнес. Однако, какую франшизу выбрать? Для начала, нужно ориентироваться на рейтинги, которые составляют только те бренды, которые работают по франшизе не менее трех лет. При этом, бренды оцениваются по нескольким критериям, чтобы выбрать максимально привлекательные с инвестиционной точки зрения.
В 2016 году журнал Forbes составил список из топ-5 самых выгодных франшиз:
- Лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции составляют 750 000 рублей при открытии лаборатории с нуля и 150 000 рублей при открытии лаборатории действующей клиникой. Вступительный взнос – 50 000 рублей. Окупаемость – 3 месяца. Роялти – 2%.
- «СДЭК», экспресс-доставка грузов. Инвестиции – 350 000 рублей. Вступительный взнос – 150 000 рублей. Окупаемость – 3–6 месяцев. Роялти – 10% после 6 месяцев работы.
- Unibrait, оборудование и компоненты для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции – 2 000 000 рублей. Вступительный взнос – 150 000 рублей. Окупаемость – 12 месяцев. Роялти – 10% спустя 6 месяцев работы.
- Служба недвижимости «Миэль». Инвестиции – 1 000 000–2 500 000 рублей. Вступительный взнос – 350 000 рублей. Окупаемость – 12 месяцев. Роялти – от 18 000 рублей.
- Samura, продажа японских ножей. Инвестиции – 300 000 рублей. Вступительный взнос – отсутствует. Окупаемость – 3 месяца. Роялти – отсутствует.
Конечно, вы можете не найти свою франшизу в этом списке. Это возможно, если она появилась недавно и еще не заметна монстрами бизнес-аналитики или если вы не располагаете достаточными средствами, чтобы открыть в своем городе крупный бизнес под дорогим брендом. Однако, предоставленные данные могут помочь ориентироваться на другие предложения. Важно помнить, что рейтинг может быть субъективным и не исключает его ангажированность.
Фото: freepik.com