Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Некоторые компании и бизнесмены придерживаются точки зрения, что успех зависит только от удачи. Однако, чтобы развиваться и достигать успехов, случайные стечения обстоятельств недостаточно. Зато, планирование на основе опыта и грамотного составления бизнес-расчетов - залог стабильности.

В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий, можно воспользоваться знаниями и опытом других участников бизнес-сферы России и других стран мира. С помощью маркетинговых исследований можно получить ответы на ключевые вопросы, которые стоят перед компанией или индивидуальным предпринимателем, а также разработать стратегию для развития и продвижения фирмы или ее бренда.

Анализ рынка: цели и виды

Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.

В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:

  • Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
  • Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
  • Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
  • Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
  • Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
  • Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
  • Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
  • Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
  • Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
  • Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.

Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:

  • B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
  • B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
  • B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
  • C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.

Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.

Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.

Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.

Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.

Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.

Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.

Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.

Статья: Стоимость проведения маркетингового исследования

Качественное проведение исследования рынка является задачей профессионалов, которые могут помочь компаниям повысить спрос и продажи, спрогнозировать угрозы и избежать их. Будучи важным процессом бизнеса, цена на проведение маркетингового анализа в компании зависит от разных факторов, среди которых – методы сбора информации. Стоимость каждого метода будет зависеть от количества респондентов и объема ресурсов, потраченных на аналитику.

Например, проведение опроса аудитории может обойтись в несколько миллионов рублей или в 40 000 рублей – и все зависит от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории опроса. Опрос в онлайн-формате считается более доступным, чем личный опрос, который является одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее затратным методом является поквартирный опрос или холл-тест, который предполагает непосредственное общение с целевой аудиторией после тестирования товара или услуги в отведенном помещении. Примерная стоимость такого исследования в маркетинговой компании – 180 000 рублей и выше.

Также для получения более полной картины спроса на продукт можно использовать дополнительные методы сбора информации, такие как фокус-группа (от 40 000 рублей), экспертное или глубинное интервью (от 6000 рублей и 3300 рублей соответственно).

Стоимость анализа данных, полученных в ходе исследования, оплачивается отдельно. Отчет в маркетинговой компании может стоить около 20 000 рублей за краткий отчет-презентацию, приблизительно 30 000 рублей за полный отчет или около 9000 рублей за сжатую информацию в виде аналитической записки.

Некоторые компании готовы предоставить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, в которых уже включены все необходимые статьи расходов. Например, обзор рынка может обойтись около 60 000 рублей и включать оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. Примерная стоимость конкурентного анализа, который осуществляется "под ключ", составляет 55 000 рублей, а анализ потребителей – примерно 45 000 рублей.

Окупаемость затрат на исследование может быть достигнута, если использование полученных даннных будет рационально и в точности следовать разработанной профессионалами стратегии.

* Вышеупомянутые цены справедливы на январь 2021 года. Примечание: стоимость услуг может изменяться в зависимости от разных факторов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *