Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания
Одним из способов снижения налоговых расходов бизнеса является регистрация компании за рубежом. Таким образом можно достичь минимизации налоговых затрат при переводе активов КИК на территорию РФ. Стоимость консультационных услуг в данной области может зависеть от различных факторов: сферы деятельности, масштаба бизнеса и других особенностей. Поэтому при выборе консультационной компании необходимо ориентироваться на ее рейтинг, длительность работы на рынке и репутацию.
Важной обязанностью граждан и юридических лиц в РФ является перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Этот процесс контролируется ФНС, которая заинтересована в получении информации о всех источниках доходов налогоплательщиков, даже тех, которые находятся за рубежом. Например, КИК могут быть одним из таких источников, а доход, получаемый резидентом от КИК, облагается соответствующими налогами в соответствии с действующим законодательством РФ.
В контексте этой темы важно понимать, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам. Также стоит рассмотреть необходимость сообщения о принадлежности к КИК и возможность перевода зарубежной компании под юрисдикцию РФ. Все эти вопросы стоит обсудить с опытным специалистом на бесплатной консультации, которая предоставляется в некоторых консультационных компаниях.
Вопрос о признании зарубежных организаций и структур контролируемыми иностранными компаниями (КИК) является важным для налоговой системы России. Организации, признаваемые КИК, - это, в первую очередь, юридические лица, зарегистрированные в других государствах и подчиняющиеся их юрисдикции, а не России. Владельцы этих компаний не платят налоги в России, хотя контролирующими участниками компании могут быть российские резиденты - как физические, так и юридические лица. С другой стороны, структуры, признаваемые КИК, имеют иную организационную форму, допустимую по закону государства, в котором они созданы. В отличие от компаний, структуры извлекают прибыль и имеют бенефициаров - участников или иных лиц, получающих личную прибыль.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ, иностранные структуры создаются на основании законодательства других государств, имеют не юридическую форму и сопряжены с извлечением прибыли. Чтобы определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект, Российское министерство финансов рекомендует сначала ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его характеристики с положениями Налогового кодекса РФ. Если есть затруднения с однозначным определением структуры, то она будет считаться компанией.
Контролирующие лица иностранных компаний
Согласно определению, представленному в законодательстве РФ, контролируемой иностранной компанией считается организация или структура, находящаяся за пределами России, деятельность которой контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Но что означает термин «контролируемая компания»? На самом деле, контроль над иностранным субъектом подразумевает возможность влиять на решения, принимаемые внутри организации, которые связаны с тем, как распределяется прибыль контролируемой компании.
При этом важно отметить, что степень контроля лица не имеет значения: в соответствии с разъяснениями, представленными в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303, влияние на принимаемые решения любым лицом может считаться контролирующим. Даже с минимальными полномочиями, лицо может блокировать решения, поэтому согласно российскому законодательству такое лицо будет считаться контролирующим.
Если говорить конкретно об иностранной структуре, которая не является юридическим лицом, то контроль здесь подразумевает возможность влиять на распределение активов. Важно отметить, что решения, связанные с прибылью структуры и ее распределением, должны зависеть от российского субъекта. В Письме Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124 говорится о том, что любые вероятные отношения между российским лицом и субъектом, распоряжающимся активами структуры, будут учитываться, если благодаря таким отношениям резидент РФ может влиять на распределение прибыли структуры.
Термин «контролюющее лицо» может использоваться, если:
- доля участия российского субъекта в зарубежном субъекте составляет не менее 25%;
- доля составляет только 10%, но кроме данного лица, в субъекте принимают участие другие резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
- лицо способно влиять на принимаемые в организации решения, касающиеся распределения ее прибыли.
Контроль над иностранной структурой может быть у ее учредителя или другого лица, соответствующего хотя бы одному из перечисленных в статье 25.13 НК РФ условию: имеет право на полный доход структуры или на его часть, может распоряжаться ее имуществом либо получит его после того, как она прекратит свою деятельность (например, в результате ликвидации).
Однако, есть ряд случаев, когда резидент РФ не вправе считаться контролирующим лицом КИК, например:
- если участие субъекта РФ в КИК осуществляется через российскую публичную компанию;
- если субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, при этом одновременно действуют следующие условия: ценные бумаги фирмы допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже из тех, что расположены в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития, его доля участия не более 50% и процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью.
Кроме того, существуют дополнительные условия, представленные в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ, при соблюдении которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим и не обязан уведомлять ФНС РФ о своем отношении к ней. Это будет актуально, если данное лицо не получает прибыль от структуры, не распоряжается ее прибылью, не имеет прав на ее имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.
Согласно действующей редакции НК РФ, существуют два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию: добровольный и принудительный. В свою очередь, добровольный порядок является более предпочтительным и для инспекции, и для самого лица. Во-первых, субъект РФ сам должен подать уведомление в инспекцию в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК. Во-вторых, каждый год необходимо направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.
Кроме того, в уведомлении при приобретении влияния на зарубежную фирму или структуру необходимо отметить дату, наименование самой КИК, регистрационный номер компании (если есть), ее организационную форму, свою долю участия, данные о том, является уведомитель только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом. А в ежегодном сообщении о КИК должны быть указаны период, за который отчитывается уведомитель, название КИК, номер ее регистрации (если есть), форма организации, дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день, когда была создана такая отчетность за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности, доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании, а также основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.
Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной, так как процедура слишком сложная, или же из-за ужесточения законодательства в странах, где есть бизнес КИК, теряет свою экономическую целесообразность, фирме можно вернуться «домой» безболезненно и для контролирующих лиц. При этом, если у налоговиков возникают подозрения, что у лица есть подконтрольная иностранная компания, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить, направляя требование для подачи уведомления о наличии у них влияния на зарубежную компанию. Для этого у налогоплательщика есть достаточно времени и возможность подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не менее 30 дней с даты получения требования.
Возможен ли возврат активов КИК обратно в Россию? В соответствии с российским законодательством предоставляется возможность перевода иностранных компаний под юрисдикцию РФ, при этом используется процедура редомициляции, которая заключается в смене личного закона компании. Для дальнейшей редомициляции необходимо жестко соблюдать порядок процедуры, что подробно описано в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.
Однако, возврат иностранных активов российских резидентов назначен общегосударственной задачей. Это связано с тем, что страна решила деофшоризировать экономику, для чего важным инструментом выступает амнистия капиталов. Такая амнистия предполагает добровольное раскрытие сведений о наличии зарубежных счетов и компаний. В соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года, для того чтобы сделать декларацию, нужно подать специальную бумажную заявку в ФНС.
В свою очередь, за добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям, связанным с декларируемыми активами, а также по некоторым уголовным преступлениям. Кроме того, информация из декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным учреждениям, в том числе силовым структурам.
Амнистия капиталов проводилась уже три раза. Последняя волна завершилась 29 февраля 2020 года. Однако, на данный момент перспективы введения четвертой волны амнистии капиталов весьма сомнительны. Подчеркнуть стоит, что требования к добровольным декларантам становятся все более жесткими. В первые две волны декларантам не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. В этот же период требования к декларантам на последнем этапе стали значительно ужесточаться.
Для того чтобы декларация была принята и декларант получил все обещанные гарантии, заявителям нужно было перевести все свои средства со счетов, находящихся за пределами России, в российские банки и редомицилировать КИК. В то время как перевод средств из одного банка в другой является достаточно простой процедурой, редомициляция компании требует учета множества тонкостей и знание международных норм и законодательства о иностранных компаниях обеих стран – отправной и Российской Федерации.
Усложнение правил, которые еще больше усложнили процедуру декларации иностранных активов, стало одной из главных причин того, почему третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие. Если у российской командировки есть компания, которая находится под управлением иностранного субъекта (организации или структуры), необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК, декларант не сможет избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежных компаний можно вернуть на их родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого необходимо пройти процесс репатриации или редомициляции. Для ускорения и упрощения процедуры можно обратиться в компанию, которая специализируется на помощи при переводе активов.
Перевод активов в РФ – помощь в консалтинге
Юридический консалтинг при переводе иностранных активов в РФ – сложный процесс, о котором рассказывает Алексей Чубаров, эксперт компании «КСК Групп».
При наличии КИК у российского гражданина или компании могут возникать проблемы с правовой и экономической точки зрения. Ситуацию усложняет перевод активов в РФ, но работа со специалистами может помочь избежать юридических ошибок.
Перевод иностранной компании под российскую юрисдикцию – это сложный процесс, требующий ювелирной точности. Компания «КСК Групп» занимается подобными вопросами уже более 25 лет. Они глубоко и подробно исследуют ситуацию, разрабатывают стратегию и понимают все юридические, экономические и финансовые риски.
Компания «КСК Групп» способна обеспечить максимально комфортные условия для работы клиента. Ее специалисты знают, насколько важно провести все технично и прозрачно: они помогают снизить налоговую нагрузку, избежать банкротства и застраховать от возможных претензий от налоговиков.
Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт: специалисты «КСК Групп» сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии. Безупречное знание российского налогового законодательства и специфика работы налоговых органов позволяют эффективно взаимодействовать с их специалистами.
«КСК Групп» имеет десятки успешных кейсов по переводу активов в РФ, что говорит само за себя. На сайте компании можно найти более подробную информацию о ее деятельности и записаться на консультацию, используя функцию обратной связи.
Фото: freepik.com