Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно исследованию компании IDC, Россия опережает мировой уровень по увеличению сегмента облачных технологий. Прогнозируется, что до 2016 года среднегодовой темп прироста достигнет более 50%, а объем рынка составит около 19 миллиардов рублей. Облачные технологии находят применение как в малом бизнесе, так и в крупных холдингах.
Однако, какие конкретные преимущества может предоставить использование облачных технологий и в каких сферах они успешно применяются? Давайте разберемся вместе, проникнув внутрь мира «облаков»!
Что такое облачные технологии и как они влияют на бизнес?
Облачные технологии - это виртуальная среда, которая обеспечивает хранение и обработку информации, объединяя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и техническую поддержку. Пользователи могут хранить информацию в "облаке" и получать доступ к ней из любой точки мира, используя практически любое устройство.
Это удобство уже было оценено пользователями крупных почтовых сервисов, таких как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Облачные технологии также позволяют настраивать "облако" соответственно требованиям, приобретать дополнительное пространство для хранения информации или отказываться от ненужных ресурсов. Работа с облачными технологиями позволяет оперативно реагировать на изменения бизнес-задач, снижает расходы и повышает эффективность деятельности предприятий и их подразделений.
Облачные технологии могут быть использованы как индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, так и крупными компаниями. Небольшие компании используют сервисы бухгалтерии и почты, приложения для обмена информацией, восстановления и архивации файлов, в то время как более крупные организации используют виртуальные серверы и услуги связи, а также сложный комплекс различных сервисов. Стартапы в сфере IT также используют облачные технологии, чтобы обслуживать большое количество клиентов, не инвестируя в покупку дорогостоящего вычислительного оборудования.
Сегодня облачные технологии обеспечивают высокий уровень защиты данных. По данным Росстата, 30,7% граждан, которые пользовались в 2013 г. государственными и муниципальными услугами, получали их в электронном виде. Для Электронного Правительства внутри страны была создана масштабная облачная инфраструктура.
В России топ-3 отраслей, которые используют облачные технологии, включают в себя 25% IT и финансовые компании, 21% ритейл и 13% телеком.
Облачные технологии, несомненно, стали одним из самых востребованных решений для бизнеса сегодня. Делая выбор в пользу этого решения, компании могут получить целый ряд преимуществ:
- Снижение затрат на покупку серверов, оборудования, программного обеспечения и потребления энергии. Сотрудники IT уже не нужны, поскольку обслуживание и поддержка сервисов облачной инфраструктуры осуществляется со стороны провайдера. Для компаний, использующих облачные решения, затраты на обработку информации могут сократиться на 70%.
- Возможность доступа к данным и приложениям с любого устройства, имеющего доступ в Интернет, что дает большую свободу и гибкость в работе с информацией. К тому же, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованное хранение данных, более удобно, чем хранение данных на разных компьютерах и в разных филиалах.
- Возможность масштабирования сервиса в зависимости от потребностей компании, а также возможность управления контентом через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы обеспечиваются техподдержкой круглосуточно и проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью.
Безопасность облачных технологий может быть подтверждена сертификацией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России. Сертифицированные продукты должны соответствовать следующим нормативам: требованиям к системам обнаружения вторжений (ФСТЭК России, 2011); требованиям к средствам антивирусной защиты (ФСТЭК России, 2012); средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации (Гостехкомиссия России, 1997).
Также следует учитывать сертификацию центров обработки данных по TIER, международный сертификат, который присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV. Для большинства компаний оптимальным вариантом будет дата-центр III класса, который обеспечивает баланс цены и бесперебойности.
Статья описывает принцип работы облачной IT-инфраструктуры для бизнеса, которая базируется в дата-центрах. Раньше для повышения безопасности дата-центры зачастую располагались за рубежом. Персонал в штат центра обработки данных подбирается так же тщательно, как в банковских структурах. Клиентская информация хранится на защищенных от несанкционированного доступа носителях.
Важные данные могут быть восстановлены за счет специальной системы резервного копирования в случае ошибки пользователей. Облачная инфраструктура обеспечивает высокий уровень защиты персональных и конфиденциальных данных, при этом провайдеры не всегда знают, какие приложения размещают в облаке заказчики.
Для запуска практически любого облачного сервиса достаточно оформить заявку на сайте провайдера и внести предоплату. Клиенту предоставляется доступ к сервисам классов IaaS, SaaS и PaaS в течение нескольких часов или дней после поступления денег.
"Виртуальные" решения для бизнеса
В настоящее время можно наблюдать наибольшую популярность в использовании облачных технологий. Множество моделей этих технологий доступны для бизнеса, и мы рассмотрим наиболее используемые из них.
Первая модель - аренда виртуального сервера (также известный как облачный ЦОД). Дата-центр, построенный на облачных технологиях, представляет собой серверы, диски и сети, которые можно управлять через Интернет или выделенные каналы связи. Помимо этого, для заказчика создается портал самообслуживания, через который он сможет легко контролировать все размещенные в "облаке" сервисы независимо от провайдера услуг.
Второй вариант - виртуальный офис. Благодаря этому решению рабочее место можно организовать в виртуальном пространстве, не привязывая его к конкретному компьютеру. В "облаке" воспроизводится внутренняя сеть компании, включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Таким образом, можно полноценно заменить стационарные рабочие станции везде, где есть Интернет.
Третий вариант - резервное копирование. Это решение предусмотрено для обеспечения сохранности данных в случае чрезвычайных ситуаций. Система резервного копирования гибко настраивается под текущий объем данных, что позволяет сократить временные и финансовые издержки.
Четвертый пункт нашего списка - катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис индивидуальных решений по обеспечению катастрофоустойчивости объединяет несколько облачных платформ с выходом на нескольких операторов связи. Безопасность данных достигается путем перекрестного резервного копирования в автоматическом или ручном режиме.
Этот список заканчивается на гибридном "облаке". Это возможность подключить частное "облако" к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности. Все некритичные процессы могут быть перенесены в "облако" провайдера, а позже вернуться обратно. Это позволяет существенно ускорить процессы в собственном "облаке".
Следующий пункт - аренда приложений. В данном варианте программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Заказчик гарантированно получает круглосуточную техподдержку и уверенность в безопасности своих данных.
И последний вариант - виртуальный контакт-центр. Традиционная организация контакт-центра требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр, организованный по облачной технологии, позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
Вся вышеперечисленная информация показывает, что существует множество "виртуальных" решений для бизнеса, и они могут значительно оптимизировать работу компаний в различных областях.
Что ожидает нас в ближайшем будущем, если мы не будем делать ставку на облачные информационные технологии? Аналитики предрекают, что это будет легкомысленный выбор.
Так, например, рынок облачных технологий считается одним из самых активно развивающихся в IT-сфере. Это не только автоматически означает падение стоимости подобных услуг, но и совершенствование технического и программного обеспечения в самом ближайшем будущем. Кроме того, безопасность и эффективность облачных технологий стали практически общепризнанными, уже идет проработка юридических аспектов работы облачных систем и создание новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике, как заявляет компания Symantec, тенденция к переходу на облачные технологии уже сложилась в 90% компаний. Однако, многие российские организации по-прежнему стремятся держать ценные ресурсы строго при себе в погоне за стопроцентным контролем над информацией. Однако, практика показывает, что инфраструктура «облака» стабильнее и безопаснее по сравнению с инфраструктурами заказчиков, что объясняется более высокими затратами и уровнем знаний, которые требуются для создания надежных дата-центров и которыми не каждая крупная компания располагает.
Фото: freepik.com